НА ПЕРЕПРАВЕ В ГОД ТИГРА

7 января 2010 года

Байтас КУРМАНОВ, Абугали ШОТБАЕВ

Правительству Карима Масимова 10 января исполнилось три года. Это уже седьмой по счету премьер в истории независимого Казахстана. А практика показывает, что почти все правительства, за исключением Даниала Ахметова, не «засиживались» более 3 лет. Немудрено, что сейчас практически все ожидают скорую отставку и этого Кабинета. Но многие события, происходящие в последнее время, наталкивают на мысль, что в верхних эшелонах власти грядет нечто большее, чем просто смена премьера. В истории Казахстана каждый премьер приходил накануне нового этапа развития страны. Соответственно, перед каждым ставились определенные задачи. Так, Сергей Терещенко (1991-1994 гг.) выступил в роли «переходной» фигуры после развала СССР, Акежан Кажегельдин (1994-1997) – решительно провести приватизацию и сформировать рынок, Нурлан Балгимбаев (1997-1999) - развивать нефтегазовый сектор, Касым-Жомарт Токаев (1999-2001) - укрепить позиции Казахстана на международной арене, Имангали Тасмагамбетов (2001-2003) - решить наболевшие социальные вопросы, Даниал Ахметов (2003-2007) – начать диверсификацию экономики. Так получилось, что перед К.Масимовым ставились одни задачи, но ему пришлось решать другие: выводить страну из экономического кризиса. Президент Нурсултан Назарбаев, предлагая в 2007 году парламенту кандидатуру нового премьера, возложил на К.Масимова задачи по диверсификации экономики, повышению производительности труда, региональному развитию. Стоит подметить, что с приходом К.Масимова состав правительства обновился лишь на треть. Но по прошествии трех лет в Кабинете, с которым он начинал, продолжают оставаться в своих креслах лишь министры туризма и спорта Темирхан Досмуханбетов и образования и науки Жансеит Туймебаев. Четверо были сняты после или в связи со скандалами - Нурлан Искаков (министерство охраны окружающей среды), Анатолий Дерновой (министерство здравоохранения), Виктор Храпунов (МЧС) и Даниал Ахметов (министерство обороны). Если вспомнить, свою бурную деятельность на посту премьера К.Масимов, чтобы освоиться и оглядеть фронт работы, начал с проведения коллегий во всех центральных госорганах, а также побывал практически во всех регионах страны. Одним из его ноу-хау стало проведение еженедельных селекторных совещаний с участием акимов областей, что позволило центру быть постоянно в курсе положения дел на местах. При этом лейтмотивом всех его выступлений было: «У нас нет времени на раскачку». Вскоре он запустил процесс административных реформ, сократил количество правительственных программ, похоронив при этом кластерную «фишку» своего предшественника. Для диверсификации экономики и регионального развития был запущен, хотя и сомнительный, механизм социально-предпринимательских корпораций, и была попытка внедрить программу «30 корпоративных лидеров». Одной из весомых побед Кабинета Масимова стала так называемая «битва за Кашаган», где Казахстану удалось увеличить долю в консорциуме международных компаний. Следует отметить особую прозорливость главы государства, назначившего в преддверии финансового кризиса руководить правительством человека, ранее проявившего себя грамотным финансистом. В 1995-2000 гг. К.Масимов возглавлял Алматинский торгово-финансовый (ныне - АТФБанк) и Народный банки, которые при нем набрали достаточно большие темпы развития. Так или иначе, самая тяжелая фаза кризиса пройдена, и мы остались на плаву. Теперь стоят новые задачи по форсированной индустриализации страны, а вхождение Казахстана в Таможенный союз с РФ и Беларусью оставляет еще меньше времени на раскачку. Еще в 1999 году К.Масимов защитил докторскую на очень подходящую тему «Проблемы формирования промышленности Республики Казахстан и пути их решения (теория и практика)». Но так уж завелось в нашей стране: новый этап — новое правительство. Как говорится, переправились, теперь можно менять коней? Сегодня смена Кабмина уже практически ни у кого не вызывает сомнений, особенно во властных структурах. Еще одним аргументом в эту пользу стал тот факт, что после назначения Серика Ахметова акимом Карагандинской области его прежнее кресло вице-премьера до сих пор остается пустым. Одни пророчат новым премьером руководителя администрации президента Аслана Мусина, другие видят акима Алматы Ахметжана Есимова, третьи - акима Мангистауской области Крымбека Кушербаева. Но как бы то ни было, очевидно одно: для выполнения нынешних задач, в первую очередь, необходим крепкий хозяйственник. Нас ждут крутые перемены? Волнующая всех приближенных к власти интрига о возможной отставке правительства совсем тускнеет из-за другого активно муссируемого слуха – кардинального изменения структуры правления государства. Поднятая полгода назад тема «лидера нации» до сих пор не утрачивает своей актуальности, а, наоборот, подпитывается новыми факторами. Брошенная для замера восприятия идеи населением кость сегодня обрастает мясом. В чиновничьих кругах в последнее время много говорят о письме главы госхолдинга «Самрук-Казына» Кайрата Келимбетова в адрес президента, в котором он обратился к Н.Назарбаеву не иначе, как к «лидеру нации». Особенно бросается в глаза массированная PR-кампания президента. Он объездил практически все регионы, начал чаще выступать по телевидению. «Складывается такое ощущение, как будто у главы государства открылось второе дыхание», - заметил в приватной беседе с LS один из членов правительства. При этом упор делается на личные характеристики президента. Особенно удивило его исчерпывающее выступление после открытия нового здания газеты «Егемен Казахстан», в котором он ответил на ряд давно назревших щекотливых вопросов. А в завершение даже запел в прямом эфире, поразив всех своими вокальными данными. «Я знаю президента лично очень давно, он всегда являлся душой любой компании и поражал всех своей харизмой и обаянием. И меня всегда удивляло, почему по нашему телевидению никак не могут показать его таким, какой он в жизни. Вечно упор делается на какие-то заготовки, цифры, показатели, констатация фактов. А ведь он прекрасно умеет дискутировать и обладает даром убеждения. И вот впервые по телевизору я узнал того Назарбаева, который есть на самом деле, - человек, вышедший из народа», - сказал собеседник. На вопрос о том, может ли Н.Назарбаев инициировать референдум по изменению Конституции с тем, чтобы формализовать статус «лидера нации», источник ответил: «Я думаю, это будет очень правильно. Ведь никто не станет оспаривать его выдающиеся заслуги перед страной». Собеседник LS добавил, что «первый президент значит для Казахстана ничуть не меньше, чем Мао Дзэдун для Китая, Ататюрк для Турции, Аятолла Хомейни для Ирана». Еще одним косвенным подтверждением реальности идеи внедрения статуса «лидера нации» является бурно обсуждаемая сегодня Доктрина о национальном единстве, в которой закрепляется понятие «казахстанская нация». Ведь без этой поправочки понятие «лидер нации» будет распространяться только на титульную нацию. Признаками подготовки какого-то политического мероприятия, возможно, являются отсрочка повышения тарифов на коммунальные услуги в ряде регионов и установление министерством энергетики и минеральных ресурсов потолка розничных цен на бензин АИ -92, -93 на АЗС в размере 82 тенге/л по всей стране, чего никогда не было. Такие популярные в обществе меры обычно предпринимаются властью накануне выборов или референдумов. Однако сам Н.Назарбаев искусно, в шутливой форме, обыгрывает эту тему, оставляя место для интриги. Открывая 25 декабря новогодний бал в Астане, глава государства, встреченный овациями чиновного люда, шутя, но многозначительно отреагировал: «Будете со мной весь следующий год». Назвав всех членов правительства, депутатов парламента и глав регионов своей «большой командой», Н.Назарбаев поблагодарил их за годы преданной работы. «Все 18 лет многие из вас находились со мной. Это успех, когда мы этот год заканчиваем с положительными результатами и обеспечили своевременное принятие законов в стенах нашего парламента… И эта команда обеспечила восемнадцатилетнее развитие нашей страны», - подчеркнул президент. Это, с одной стороны, дает повод говорить о том, что Н.Назарбаев подводит какую-то черту в развитии страны, и в этом есть определенная недосказанность. Но, возможно, и нет никакого повода делать какие-то далеко идущие выводы, как это свойственно зарубежным изданиям, не знающим местную специфику. Может быть, у президента просто было новогоднее настроение? Но, как говорится, все что ни делается — все к лучшему. И, возможно, год Тигра станет очень благоприятным для мощного прыжка вперед центрально-азиатского барса — Казахстана. Вот только для хорошей формы барсу нужно очень много мяса, а у нас после кризиса его осталось очень мало. Год государства в экономике Минувший 2009 год по праву можно назвать «Годом государства в экономике». Аналогичное звание можно заранее присвоить и 2010 году. Роль правительств и финансовых регуляторов в рыночной системе неимоверно возросла во всем мире, а в Казахстане особенно. Ведь государство теперь не только прямо контролирует более 40% производства ВВП через госхолдинг «Самрук-Казына», владеет крупными пакетами акций четырех системообразующих банков, но и привлекает, а также распределяет заемные финансовые ресурсы, поступающие из-за рубежа. Плохо это или хорошо, но такова данность. Казахстанские коммерческие банки еще нескоро смогут возобновить кредитование реального сектора в прежних объемах, а тем более финансировать крупные индустриальные проекты, которые позволят диверсифицировать экономику. Поэтому роль главного поставщика ликвидности в стране взгромоздило на себя государство. Возрастает роль в нашей экономике иностранных государств, в частности, России и Китая. С РФ мы создаем Таможенный союз, и только время покажет, насколько удалось отстоять интересы республики в переговорах по формированию единого таможенного пространства. Китай же оказывает Казахстану финансовую помощь заемными средствами в $13 млрд. «Китай растет в отличие от многих других экономик, и будет расти дальше. Для этого роста им нужны природные ресурсы. Географически ближе всего и дешевле всего эти ресурсы покупать в Казахстане. На этой инвестиционной идее все и основано», — емко выразил живой интерес Поднебесной к нашей стране глава Национального банка РК Григорий Марченко. Это очень понятный симбиоз двух экономик: мы располагаем огромными сырьевыми ресурсами и нуждаемся в капитале, технологиях, рабочей силе и емких внешних рынках сбыта, а КНР, располагая тем, что нас интересует, нуждается в надежных источниках сырья. Вопрос лишь в том, чтобы последовательно реализовывать интересы Казахстана в отношениях с восточным соседом. Ведь не надо забывать, что Китай – это мировая фабрика, с которой очень трудно конкурировать. Можно лишь путем рутинных переговоров о взаимных уступках добиваться доступа казахстанской продукции на китайский рынок. Время покажет, получит ли Казахстан те выгоды в отношениях с КНР, на которые рассчитывал. Время покажет и то, как долго государство намерено оставаться главным игроком в казахстанской экономике или, говоря языком чиновников, практиковать ручное управление. Премьер-министр Карим Масимов на итоговой пресс-конференции в декабре заявил, что в 2010 году правительству нужно определиться, каким образом государство будет выходить из капитала банков. Не менее важным является вопрос о том, станут ли дальше расти в размерах государственные активы, сосредоточенные в Самрук-Казына, за счет подмены частной инициативы, или же этот мегахолдинг выполнил свои антикризисные задачи, и часть компаний группы будет выведена на фондовый рынок, как это первоначально задумывалось. Дефицит эмитентов – наиболее слабое звено локального рынка ценных бумаг. Председатель правления Самрук-Казына Кайрат Келимбетов заявил в конце декабря, что к началу второго полугодия 2010 года на рассмотрение главы государства Нурсултана Назарбаева будут вынесены предложения по оптимизации структуры холдинга. Поживем-увидим. Ведь что бы ни говорили об антикризисной роли государственных институтов, никто не подвергает сомнению, что частный сектор – главная движущая сила любой экономики. Без него любое финансирование, так называемых, прорывных проектов превращается в банальное «распиливание» государственных средств. А это никакое отношение к диверсификации экономики, о чем мы мечтаем все эти годы, не имеет.
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.