«Люди ждут праздника»

28 июня 2011 года

Шведский холдинг Tele2 - новый и очень заметный игрок на казахстанском рынке телекоммуникаций. Агрессивная рекламная кампания "варяга" дает свой эффект – о Tele2 заговорили по всей стране. Председатель правления ТОО "Мобайл Телеком-Сервис" (Tele2 Казахстан) Андрей СМЕЛКОВ убежден, что "люди ждут праздника" и готовы участвовать во всех рекламных акциях оператора. Пригодился ли Tele2 в Казахстане опыт бывших сотрудников ВымпелКома/Beeline? Как новичок собирается укреплять свое самое слабое звено – сеть базовых станций? Об этом А.Смелков рассказал в интервью LS.

 Tele2 заявлял о планах инвестировать в Казахстан в 2011 году 1,2-1,4 млрд шведских крон, или около $180-212 млн. ВымпелКом/Beeline деклариовал о 105 млрд тенге, или около $720 млн, вложенных в казахстанскую сеть за последние 4 года. Планирует ли Tele2 увеличить инвестиции с учетом агрессивных планов по завоеванию 20-30% доли на локальном рынке?

– Действительно, мы планируем только в 2011 году инвестировать порядка 31 млрд тенге (1,4 млрд шведских крон) только в строительство и развитие сети, что, на наш взгляд, является достаточным объемом инвестиций. Это позволит нам увеличить число базовых станций более чем в 3 раза по сравнению с имеющимся на конец 2010 года. Помимо CAPEX [капитальные расходы для приобретения или модернизации физических активов], мы инвестируем значительные средства в OPEX [операционные расходы] - в первую очередь, в подготовку и проведение коммерческого запуска Tele2 в каждом регионе Казахстана. Планы 2012 года будут определяться позднее, в том числе с учетом результатов строительства сети в 2011 году. Естественно, они будут учитывать необходимость дальнейшего агрессивного наращивания покрытия и емкости сети с учетом роста абонентской базы.

Однако важно отметить некорректность прямого сравнения уровня инвестиций. Прежде всего, перед компаниями стоят разные задачи, и они находятся в разной ситуации. Мы сейчас сфокусированы на существенном расширении территории покрытия, причем, что особенно важно, каждая установленная базовая станция по умолчанию поддерживает как стандарт 2G, так и 3G. Вторую сеть 3G нам строить не нужно. Во-вторых, в каждой компании свои подходы к политике закупок, строительству сети. В прошлом году мы провели очень серьезный тендер, в ходе которого смогли получить самое современное оборудование по очень хорошим ценам.

 В регионах, где оператор уже начал работу, многие новые и старые абоненты жаловались и жалуются на менее качественную связь, чем у ваших конкурентов. Вопросы касаются как голоса, так и WAP, и сети 3G. Не связано ли это с использованием Tele2 частот 900 МГц, а не 2100 МГц, на которых работает тот же Beeline? Готовы ли вы технически к взрывному росту абонентской базы?

 Ваш вопрос затрагивает очень много аспектов. Прежде всего, качество. Нельзя мерять среднюю температуру по больнице. Каким образом вы определили, что "многие новые и старые абоненты жаловались и жалуются"? Было ли проведено корректное, с точки зрения, социологической науки исследование, или оказалось достаточно поспрашивать нескольких знакомых и прочитать несколько комментариев в социальных сетях? Отдельные технические проблемы есть, и это нормально, учитывая, что сеть, по сути, новая. За последние месяцы мы проделали огромную работу, построив десятки новых базовых станций в каждом регионе, существенно расширив территорию покрытия. Мы заменили все старые базовые станции на новые, поддерживающие стандарт 3G.

В настоящее время начинается второй этап – точечная настройка и оптимизация сети. Но и сейчас мы получаем не так много обращений пользователей по поводу качества связи, и в большинстве случаев они решаются довольно быстро. Мы благодарны нашим абонентам за такие обращения, потому что они позволяют точечно, на месте, увидеть места для оптимизации и таким образом улучшить наше качество. Теперь про частоты. Действительно, мы запустили и 2G, и 3G на одной частоте – 900 МГц, в соответствии с имеющимися у нас разрешительными документами. Прежде всего, это позволяет существенно сократить затраты на строительство, так как для 2100 МГц нужно построить в 4 раза больше базовых станций (БС), чтобы обеспечить сопоставимое с 900 МГц покрытие. Во-вторых, использование 2G и 3G на одной БС и в одном диапазоне частот, наоборот, позволяет улучшить качество за счет отсутствия проблем с совместимостью оборудования, некорректным handover [передача абонента от одной базовой станции на другую и между технологиями] и прочее. До тех пор, пока у нас еще небольшая абонентская база и, как следствие, небольшой трафик, работа на 900 МГц никак не влияет на качество оказания услуг передачи голоса и данных.

В ближайшее время мы планируем приобрести частоты в диапазоне 2100 МГц, что наиболее целесообразно для обеспечения емкости сети. По поводу готовности к росту. Де-факто мы заявляем о том, что мы, как компания–дискаунтер, разумно относимся к собственным расходам и приобретаем необходимые ресурсы только тогда, когда они необходимы. На рынке встречаются разные стратегии: можно скупить все необходимые ресурсы заранее, построить сеть даже там, где "никогда не ступала нога человека", запустить несколько суббрендов и прочее. Такие примеры есть, и их довольно много. У шведской компании–дискаунтера логика другая. Мы призываем наших абонентов к разумному потребительскому поведению, и именно так поступаем сами. А к взрывному росту мы готовы.

– Оператор активно вкладывается в рекламу и промо акции? Вы не уверены в том, что привлекательного тарифа и надлежащего качества связи достаточно для массового абонента?

 Конечно, основным "продающим" предложением является революционно низкая цена и хорошее качество связи. Однако чтобы люди узнали об этом предложении, требуется рассказать о нем, для чего и нужна реклама и другие инструменты маркетинговой и корпоративной коммуникации. Не стоит забывать и о том, что люди ждут праздника, и такой праздник в каждом областном центре мы организуем для них.

При этом, что важно заметить, мы достигаем существенной экономии на маркетинговых затратах – за счет яркой и провокационной рекламы, активной работы с общественным мнением, открытости и дружелюбия в социальных сетях и в целом в интернете. Если вы посмотрите, на улицах городов у нас меньше рекламы, а значит, меньше вложенных денег, но эффект от этих инвестиций весьма и весьма существенный.

– Tele2 проповедует идею разумных трат. В одном из интервью вы признались, что сотрудники Tele2 также следуют этой корпоративной политике, летая эконом-классом. Все это делается, якобы чтобы предоставить абонентам дешевую связь? А вы каким классом предпочитаете летать? "Доброжелатели" поговаривают, что бизнес-классом?

– Специфика деятельности топ-менеджера компании, особенно европейской, подразумевает огромное количество перелетов в течение года, поэтому о каком именно перелете идет речь, восстановить довольно сложно. Но расскажем в целом о политике Tele2. Политика Tele2 по закупке билетов едина для всех сотрудников независимо от должности: только эконом-класс, в том числе для топ-менеджмента компании. Таким образом, наши клиенты и акционеры не оплачивают перелеты бизнес-классом.

При этом, если сотрудник летит самостоятельно по личным делам и за свой собственный счет, он волен выбирать любой класс обслуживания. Точно так же можно попасть в бизнес-класс, воспользовавшись программами лояльности авиакомпаний. В зависимости от числа накопленных миль можно приобрести билет либо повысить класс обслуживания. Такие программы есть у многих авиакомпаний, например, Nomad Club - у Air Astana, Аэрофлот Бонус - у Аэрофлот, Miles&More - у Lufthansa и другие. Использование дисконтных программ и программ лояльности – хороший пример умного потребления, который продвигает Tele2.

– Помогает ли в работе Tele2 опыт работы бывших сотрудников Beeline?

 У нас работает более 400 сотрудников, и все они имеют опыт работы в той или иной компании, в том числе операторах сотовой связи. Если это деятельность, требующая специфических знаний, то помогает, как и любой опыт и наработанные навыки. Наши партнеры по рынку раньше начали строить свои сети в Казахстане, и этот опыт, конечно, важен. С другой стороны, для работы в нашей компании критически важно соответствовать корпоративной культуре Tele2. И если человек отвечает этой корпоративной культуре, то при прочих равных условиях он будет успешно работать в нашей компании.

Справка LS

Шведский телекоммуникационный холдинг Tele2 в марте 2010 года завершил сделку по покупке за $77 млн 51%-ной доли в казахстанском GSM-операторе "Мобайл Телеком-Сервис", который владеет брендом Neo. Оставшаяся 49%-ная доля принадлежит компании Asianet Holding. Конечные бенефициары миноритарной доли не раскрываются. Tele2 в текущем году начала предоставлять услуги сотовой связи под собственным брендом.

Интервью записал: Жанболат МАМЫШЕВ

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.