Казахстан на 36 месте по количеству бензина

28 февраля 2013 года

Доступность бензина в Казахстане существенно ниже, чем в большинстве стран-экспортеров нефти, считают в Казпотрбенадзоре.

Месячная зарплата казахстанца позволяет приобрести 793 л бензина. Это 36-й показатель в рейтинге доступности топлива. Всего в список, опубликованный Казпотребнадзором и агентством "Рейтинг.kz", вошли 65 государств.

Больше всего бензина на месячную зарплату можно купить в Катаре – около 6500 л бензина. В данном случае лучший показатель объясняется низкой стоимостью бензина в этой стране – примерно $0,26 за литр и относительно высокой средней заработной платой - около $1700. 

Второе место досталось США, где, несмотря на высокую стоимость бензина ($0,91 за литр) на среднюю по стране заработную плату можно купить 3586 л бензина. 

Тройку лидеров по доступности топлива занимает Бахрейн (3275 л) благодаря низкой стоимости бензина в $0,28 за литр. Казахстан занял в рейтинге доступности цен на бензин далеко не почетное 36 место, уступив, в том числе и России, которая расположилась в общем списке на 12 строчек выше.

 "Министерство нефти и газа неоднократно выступало за уравнивание казахстанских и российских цен на бензин. Между тем ведомством явно не учитывается фактор доступности бензина для населения по тем или иным ценам. Данный рейтинг в этом отношении очень показателен. Среднестатистический россиянин на свою заработную плату может приобрести 1168 литров бензина АИ-95, тогда как гражданин Казахстана, живущий на среднюю заработную плату, купит всего 793 литра. И это притом, что средняя заработная плата в республике далека от реальных показателей уровня жизни большей части населения", – говорится в совместной публикации Казпотребнадзора и "Рейтинг.kz".

В свою очередь среди стран постсоветского пространства, представленных в рейтинге, Казахстан занимает по доступности бензина второе место, вслед за Россией. Однако следует учитывать, что ввиду отсутствия необходимых статистических данных в рейтинг не были включены большинство нефтедобывающих стран входящих в СНГ, например Азербайджан и Туркменистан. Казпотребнадзор предлагает включить ежегодный налог на транспорт в цену бензина и дизельного топлива. В таком случае налог будет оплачивать только незначительная часть автовладельцев, чьи машины имеют объем больше четырех литров и наносят существенный ущерб экологии. Этот налог будет своеобразным экологическим сбором, либо налогом на роскошь.

По приблизительным подсчетом, внутреннее потребление ГСМ в Казахстане составляет около 8 млн. тонн. С населения в виде налога на транспорт в 2012 году было собрано чуть более 25 млрд. тенге. Таким образом, чтобы собрать эту сумму за счет включения налога на транспорт в цену бензина, последнюю необходимо поднять приблизительно на 3-3,5 тенге, считают в Казпотребнадзоре. В свою очередь льготникам, освобожденным от уплаты налога на транспорт, необходимо предусмотреть ежегодные материальные компенсации на фиксированную сумму.

По мнению Казпотребнадзора, это позволит решить множество существующих проблем:

  1. Повысить цену на бензин без ущерба для кошелька казахстанцев и существенного роста цен на другие товары и услуги;
  2. Ввести прямую зависимость размера налога на транспорт от частоты использования транспортного средства (чем больше ездишь, тем больше платишь);
  3. Существенно снизить нагрузку на местные налоговые отделения за счет высвобождения большинства сотрудников занятых сбором налогов на транспорт;
  4. Будет невозможно уклоняться от уплаты налога на транспорт за счет регистрации автомобилей на имя льготников. Сейчас такую практику широко используют владельцы автомобилей с большим объемом двигателей.
  5. Налог на транспорт будет невозможно уплатить не вовремя, либо уклониться от его уплаты. Отпадет коррупционная составляющая и лишняя волокита.
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.