Автор материала – Кербез КАРИМОВА.
Широко разрекламированная система электронных госзакупок на деле оказалась проблемным вопросом для бизнеса. Предприниматели жалуются на то, что она неэффективна и только осложняет жизнь и заказчикам, и поставщикам. Стоит отметить, что электронные закупки в ближайшее время будут интегрированы в одну систему в рамках Таможенного союза Казахстана, России и Беларуси. Госзакупки в электронном формате в Казахстане начали проводить официально с января 2010 года. Авторы проекта уверены, что за e-закупками будущее. Единственная проблема, по мнению разработчиков, состоит во внедрении электронной цифровой подписи (ЭЦП). «Россия и Беларусь неохотно будут делиться своими ЭЦП», - считает директор департамента методологии ТОО «Центр электронной коммерции» (ЦЭК) Куат Султан. По его словам, причина в том, что после распространения системы электронного закупа на страны ТС право выдачи ЭЦП будет принадлежать только Москве. Однако Астана и Минск неохотно отдают свои полномочия в этой сфере. В остальном, по заверениям руководителя ЦЭК, никаких осложнений возникать не должно. «Электронный портал – очень хороший инструмент, потому что здесь выложены все планы государственных закупок, всех 20 тысяч заказчиков государственного сектора», - отмечает эксперт. Эту точку зрения поддерживают и российские эксперты, но, по их мнению, проблема не в технической части, а в, так называемом, «человеческом факторе». «Все понимают, какие просторы открываются для нас. Это 170 миллионов человек, совокупные резервные запасы нефти – 90 миллиардов баррелей. Даже если и возникнут административные преграды, то они не должны нас останавливать. Это вопрос времени. Все, что связано с Таможенным союзом и электронным госзакупом, может быть невыгодным тем, кто хочет сохранить действующую структуру, менее прозрачную и менее эффективную. Речь идет о некоторых чиновниках», - высказал свое мнение журналу LS главный экономист «Финам Менеджмент» (Москва) Александр Осин. Сейчас все страны ТС запустили систему электронных закупок. Однако зарубежные поставщики могут использовать ее пока только для мониторинга и анализа локальных рынков. Участвовать в e-закупках, например, в Казахстане они не могут, так как не являются резидентами страны. «Нерезиденты могут принять участие в торгах только через своих партнеров в Казахстане. Несомненно, в будущем после решения проблем по унификации норм, правил электронных торгов, взаимодействовать бизнесу будет легче», - сказал LS председатель правления ЦЭК Султанжан Ахметов. Участниками системы являются две стороны: государство и бизнес. Точка зрения государства понятна: оператор может собирать информацию, используя один сайт; это удобно и для поставщиков, которые видят всю информацию, и для заказчиков. Участники e-системы точно знают, куда нужно обратиться, что сделать, в какие сроки разместить свои планы и как двигаться дальше. Вторая сторона процесса, – представители бизнеса, - имеют на этот счет другую точку зрения. «Система электронного государственного закупа себя не оправдала, - заявил LS президент Ассоциации государственных закупок Рамиз Аллахвердиев. - Работой электронных аукционов занимаются эксперты ЦЭК. Они эту систему покупают у российских коллег за баснословные деньги, хотя могли бы создать ее сами, поскольку система очень простая, и ее может сделать любой программист. На это можно было потратить два месяца работы, не более». Другой нюанс, по мнению главы ассоциации, это – качество закупаемых товаров и услуг, которое отклоняется от нормы. «Изначально здесь неправильно то, что акцент сделан на цену товара, а качество страдает. Если поговорить со всеми госорганами, то выясняется, что они получают то, что ломается через месяц. А потом приходится покупать снова, то есть платить в 3-4 раза больше. Да, ЦЭК утверждает, что они сэкономили 32 миллиарда тенге бюджетных средств при проведении электронных госзакупок способом ценовых предложений. Но на деле заказчики тратят гораздо больше этой суммы», - отметил Р.Аллахвердиев. По его словам, процедура проведения торгов устроена так, что очень велика вероятность выигрыша поставщика «с улицы». Нередко в конкурсах побеждают те компании, которые, вообще, не имеют понятия о специфике товара или услуги. «Например, торги на строительство объекта выигрывает компания, которая не имеет ни опыта, ни сотрудников. Всему причина – отсутствие квалификационных требований к участникам», - поясняет он. Возникает вопрос, как же все должно быть устроено? В развитых странах при организации госзакупок стремятся отойти от методики, где основной целью являлась бы цена товара. «У нас нет баланса между ценой и качеством. Этим пользуются недобросовестные поставщики, конкуренция у нас неровная, - говорит глава ассоциации. - Нужны четкие требования к участникам, что характерно для открытых электронных конкурсов. Те же стандарты надо внедрить и для ценовых предложений. При подаче документов сразу оговариваются стандарты, под которые должна подходить компания. А не так, чтобы конкурс выигрывала неизвестная фирма, за которой стоит всего один человек, непонятно, какой специалист, который потом берет предоплату и исчезает» Судя по высказываниям участников новой системы, до идеальной ее работы еще очень далеко, и обеим сторонам, – государству и бизнесу, – придется немало потрудиться. А тем временем, уже планируется, что единая система электронных торгов будет запущена на просторах ТС. Вот только теперь над ней придется «ломать копья» бизнесменам и госорганам сразу трех стран.
Валюта
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
USD/KZT
502.47
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
RUB/KZT
5.68
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
EUR/KZT
525.83
Рынки
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
NASDAQ
12030.8
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
FTSE 100
7702.64
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
DOW Ind
33176.2
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
HKSE
19948.7
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
S&P 500
4079.5
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
NYSE
15155.6
Товары
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
Brent
73.52
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
Платина
1048.5
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
Газ
2.11
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
Медь
3.865
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
Серебро
26.225
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
Золото
2055.1
ВСЕ РАЗДЕЛЫ