Галимжан Амантурлин: АНПЗ будет производить полмиллиона тонн высокооктанового бензина

10 января 2010 года

Зависимость Казахстана от поставок российского высокооктанового бензина, доля которого на внутреннем рынке превышает 40%, и износ оборудования вынуждает нефтегазовый холдинг "КазМунайГаз" (КМГ) провести планомерную реконструкцию существующих в стране НПЗ. К примеру, модернизация самого старого в республике НПЗ – Атырауского (АНПЗ), по замыслам холдинга, позволит выпускать не только топливо, соответствующее стандартам Евро-4, а также наладить производство бензола и параксилола – важного сырья для нефтехимии. Об этих и других планах в интервью LS рассказал генеральный менеджер КМГ по проектам нефтепереработки и нефтехимии Галимжан Амантурлин.

— В чем заключается реконструкция, которую планируется провести на АНПЗ?

— В настоящее время "КазМунайГаз" приступил к реализации проекта "Комплекс по производству ароматических углеводородов" (КПА). Он состоит из 2 частей. Первая: новая установка каталитического реформинга вместо существующей. Она была построена в 1971 году и отработала более 38 лет при нормативном сроке службы 30 лет. Вторая: сам комплекс по производству ароматических углеводородов. В итоге мы получим высокооктановые бензины, а также толуол, бензол и параксилол. Соответствующий контракт уже подписан. Генподрядчиком определена Sinopec Engineering — дочерняя компания китайской Sinopec, являющейся одной из ведущих компаний в мире в области нефтепереработки и нефтехимии с объемом годовой переработки нефти около 200 млн тонн. Контрактом предусмотрено, что китайский партнер обязан привлечь финансирование на весь объем проекта, то есть $1,04 млрд.

- А почему именно китайская стала генподрядчиком?

— По результатам проведенного тендера был составлен short-list, в который попали две компании – Sinopec Engineering и Marubeni Corporation GDC Engineering. Это те фирмы, которые провели первый этап реконструкции Атырау- ского НПЗ. При этом на тендер от них поступили резко отличающиеся друг от друга ценовые предложения. Если Sinopec Engineering предложила чуть больше первоначальной суммы по организации проекта, то Marubeni заложила совсем нереальную цену. Естественно, Sinopec победила.

— Вы сказали, что предыдущий комплекс отработал 30 лет. Получается, он уже вовсе вышел из строя?

— Нет. Есть нормативный срок службы оборудования, и есть техническое состояние. При отработке нормативного срока службы владелец оборудования обязан принимать решение. Мы, конечно, все эти годы не сидели сложа руки, принимая меры. Проводилось исследование металла, подсчет количества отра- ботанных часов и переработанного сырья по специальным методикам. В итоге мы получили разрешение от специализированных институтов на эксплуатацию установки, но риски то все равно остаются! Потому что каталитический реформинг — это процесс, проходящий в водородсодержащей среде. Есть такое понятие "водородная коррозия", то есть науглероживание металла. И неизвестно, как он себя поведет. Кроме того, техника просто морально устаревает и уже вступает в противоречие с современными нормативами по технике безопасности и охране окружающей среды. При модернизации производства необходимо соответствовать новым правилам. А если ты не проводишь реконструкцию, то можешь эксплуатировать по старым правилам. Такая возможность есть.

Можно уточнить сроки реализации этого проекта?

— Само строительство планируется начать в январе 2010 года, ввод в эксплуатацию — 1 мая 2013 года.

— А что именно она будет вырабатывать?

— Фактически это комплекс по производству высокооктановых компонентов бензина. И чтобы их привести к современным нормам и правилам, мы вынуждены извлечь бензол. В бензине находятся бензол, толуол и ксилол – ароматические углеводороды. Бензол просто извлекается и идет как готовый продукт. Толуол используется мало, его трансформируют в ксилол, а потом в параксилол. Параксилол – это один из краеугольных камней сырья для нефтехимии. А дальше идет уже чистая нефтехимия вплоть до пластмассы и так далее. — А как насчет экологической составляющей этого проекта? — Главная составляющая – именно экологическая направленность.

— Почему она главная? Главное — получить ароматический углеводород...

— Нет. В том-то и дело. Изначально цель – обеспечить потребность республики в высокооктановом бензине. При этом реконструкция действующего производства должна быть проведена в соответствии с современными нормами и правилами. В частности, в республике был определен переход на бензин, отвечающий стандартам Евро-3 и Евро-4, где четко установлено содержание по сере. По Евро-3 содержание серы в бензине снижается по сравнению с Евро-2 в 3 раза, и впервые вводится само понятие ароматики. Если в Евро-2 общая ароматика не ограничивалась, то в Евро-3 она может составлять уже не более 42%, а в Евро-4 не более 35%. И отдельно жестко стоит требование по присутствию бензола. Если раньше бензола должно было быть не более 5%, то по стандартам Евро-3 и Евро-4 — не более 1%. То есть производитель обязан обеспечить пятикратное снижение содержания бензола!

Если смотреть по балансу потребления, какое количество высокооктанового бензина позволит покрыть эта установка?

— Сегодня АН ПЗ производит порядка 500 тыс. тонн бензина в год. В этом объеме порядка 25% — высокооктановый компонент. Стандарты Евро-3 и Евро-4 запрещают производство низкооктановых бензинов, да и сама жизнь к этому подводит. Уже сейчас в Казахстане преобладают иномарки, которые потребляют, как минимум, АИ -92 и -93. Поэтому весь бензин будет производиться высокооктановый. Мощность нового каталитического реформинга в 2-2,5 раза больше, чем у существующего реформинга, что позволит увеличить производство бензина за счет вовлечения в переработку легкой нефти. К ней относятся тенгизская нефть, карачаганакский конденсат, жанажольская нефть и в будущем — кашаганская нефть. В итоге производство высокооктанового бензина увеличится на 222 тыс. тонн. Но при этом, если жизнь заставит, мы сможем, не вырабатывая в большом объеме параксилол, увеличить производство бензина до 300 тыс. тонн дополнительно к сегодняшнему объему.

То есть АНПЗ будет производить 500 тыс. тонн бензина, но только высокооктанового?

— Суммарно мы будем производить на этапе ввода уже с параксилолом те же 500 тыс. тонн, но полностью высокооктанового бензина. Это не только АИ -92, -93, который выпускается сейчас, но и АИ -95, -96.

Это же не покрывает всю потребность страны…

— Да, на тот момент завод не покроет всей потребности, но мы же на всех трех НПЗ намечаем реконструкцию! На Шымкентском НПЗ предполагается восстановить производство до проектной мощности в 6 млн тонн в год, то есть на 25% больше существующего уровня. Ввод каталитического крекинга на этом заводе также даст увеличение выхода бензина. На Павлодарском заводе первоначально предполагалось довести мощность до 6 млн тонн. Сегодня стоит задача довести ее до 7,5 млн тонн, увеличив производство высокооктанового бензина и реактивного топлива. По итогам реализации комплексного плана модернизации трех существующих НПЗ потребности республики в ГСМ будут покрыты полностью во всех видах топлива — даже с учетом раст ущих потребностей. Плюс от 5% до 15% [от производимых объемов нефтепродуктов] Казахстан будет иметь экспортный потенциал по всем видам ГСМ.

— А есть ли рынки сбыта для дополнительных объемов бензина, которые появятся после реконструкции АНПЗ?

— По высокооктановым бензинам мы собираемся конкурировать с ближайшими странами — Россией и Киргизией. Киргизию однозначно будем покрывать, потому что там своих НПЗ нет. В Китай вряд ли, потому что цена на нефтепродукты намного ниже. В Туркмению и Узбекистан тоже вряд ли, потому что они покрывают свои потребности.

— Куда будет поставляться бензол?

— На первых порах, до окончания строительства газохимического комплекса в Карабатане, бензол и параксилол пойдут, конечно, в основном, в Китай. Одной из причин, почему была выбрана Sinopec, является то, что она имеет самую разветвленную сеть производств по доведению нашего параксилола и бензола до конечного нефтехимического продукта – пока мы не построим свой комплекс. Кроме того, деньги-то заемные надо возвращать. Вот и будем продукцией возвращать.

Что касается безопасности нового производства…?

— Сегодня нормы и правила требуют, чтобы новые производства были оснащены в соответствии с возросшими требованиями об экологической безопасности. Если, допустим, на существующем реформинге был первый уровень безопасности, то сегодня на два порядка больше требований! Проектом предусмотрено наличие герметичного оборудования, насосов, датчиков контроля предельно допустимой концентрации, современных систем управления технологическим процессом, обеспечивающих безопасность работы установок и низкий риск возникновения аварийных ситуаций. И именно этим объясняется высокая стоимость установки ароматических углеводородов — более миллиарда долларов, поскольку она будет нашпигована электроникой.

— Каким электронным оборудованием?

— Мы заложили технологию французской фирмы. На АНПЗ будет применяться лучшее оборудование японских и европейских фирм. На первом этапе мы применили электронную систему управления Yokogawa Electric, которая считается одной из самых продвинутых в мире. Поэтому, чтобы управлять этим в пределах одного завода, новая система должна интегрироваться с системой такого же класса. Есть такое предубеждение, что китайское оборудование не соответствует высо ким стандартам. Ничего подобного! На китайских заводах такое оборудование, которое ничем не уступает оборудованию передовых стран и по архитектурному оформлению, и по безопасности.

А где же казахстанское содержание: французское оборудование, японская технология, китайская компания-подрядчик…?

— К сожалению, Казахстан на сегодня такое оборудование не производит. И я думаю, что пока мы вряд ли сможем этого достигнуть. Но общестроительные работы, монтажные работы, само строительство, фундаментные работы в бюджете присутствуют и составляют неплохую долю.

— А оборудованием кто будет управлять? Без китайской рабочей силы никак не обойдется?

— Я не думаю, что китайцев будут привлекать. Строительством будет заниматься консорциум казахстанских и китайских фирм, а не просто чисто китайских. Все это регламентируется имеющейся договорной базой. Нет необходимости приглашать китайцев в большом количестве. Да, они отвечают за шеф-монтаж и общее руководство, поскольку ответственность за проект в целом лежит на Sinopec Engineering. К примеру, проектную часть выполнили японцы, но само строительство выполняли нанятые ими подрядчики, из которых примерно половина казахстанцы, а остальное делали турецкие компании. И турки опять же нанимали наших же высококвалифицированных электросварщиков.

То есть рабочий день на АНПЗ не будет начинаться с китайского гимна и лечебной гимнастики?

— Что касается лечебной гимнастики, то я сам бы с удовольствием в этом поучаствовал. А что касается гимнов и прочего, на Шымкентском НПЗ китайцев 9 человек, и они каждое утро и вечер проводят совещания. И я считаю, что это очень правильно. Нам бы еще у них этому поучиться. Флаг поднимать и прочее – это дает мощнейший стимул воспитанию. Вы думаете, просто так Китай 25 последних лет так быстро развивается?

— Вы сказали, что в Китае цена на нефтепродукты ниже, чем у нас. Соответственно, и цена бензола и параксилола там тоже ниже?

— Нет. В том-то и дело. Китай очень активно развивается. Китай сегодня получает параксилол из Японии и Южной Кореи. Естественно, там продукция намного дороже. Они производят все из привозного сырья. Поэтому такая высокая цена. У нас транспорт дороже, и, тем не менее, все равно выгодно. Южная Корея и Япония находятся рядом, но нефть надо привезти из Персидского залива, переработать и потом выдать эту продукцию. А в мировых лидерах сегодня находится Азиатско-Тихоокеанский регион, даже не Америка, даже не Европа. Хотя в Европе тоже производят, в основном, Германия, Италия и немного Португалия. Производство параксилолов — это высший пилотаж нефтехимии.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.