Елена НИКИФОРОВА, АФН: НПФ СТАНУТ БОЛЕЕ ПРОЗРАЧНЫМИ

12 июля 2010 года
Жанболат МАМЫШЕВ Власти большинства стран мира, учитывая уроки кризиса, ужесточают регулирование финансового сектора. Не стал исключением и Казахстан. Какие изменения предлагает казахстанский регулятор? На эти и другие вопросы LS ответила заместитель директора департамента надзора за субъектами рынка ценных бумаг и накопительными пенсионными фондами Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) Елена Никифорова. - Какие законопроекты, регулирующие отношения в финансовом секторе, сегодня разработаны регулятором или обсуждаются в парламенте? - Один законопроект уже обсуждается в парламенте – проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ипотечного кредитования и защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов». Его основная цель - установление федуциарной (персональной) ответственности руководителей акционерных обществ, в том числе финансовых организаций, за принимаемые решения. Второй законопроект, – «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской деятельности и финансовых организаций в части минимизации рисков», - сейчас на стадии согласования с заинтересованными государственными органами. - Имеются ли какие-то сроки по внесению его в правительство? - Срок - до 1 июля текущего года внести на рассмотрение в правительство РК. Речь идет о законопроекте «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования банковской деятельности и финансовых организаций в части минимизации рисков». Основная цель этого законопроекта - усиление консолидированного надзора за банковскими конгломератами и минимизация рисков. Помимо этого законопроектом, предусматривается также внесение изменений и дополнений в нормы законов «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», «Об инвестиционных фондах в Республике Казахстан» и «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». В частности, предполагается установить ответственность пенсионных фондов за действия лиц, которые привлекаются ими для заключения с вкладчиками договоров о пенсионном обеспечении, так называемых, пенсионных агентов. Предусмотрено досрочное введение консервативного портфеля для лиц, достигших пенсионного возраста, с 2011 года, а не с 2012 года, как предусмотрено действующим законодательством, усиление ответственности работников пенсионных фондов и управляющих компаний, уполномоченных на принятие инвестиционных решений за счет пенсионных активов, повышение прозрачности инвестиционной деятельности по управлению пенсионными активами. Также вносятся поправки в закон «О рынке ценных бумаг» в части установления ответственности лиц, которые вправе принимать инвестиционные решения за счет пенсионных активов. - Когда предполагается ввести обязательное раскрытие структуры инвестиционных портфелей пенсионных фондов? - Пока конкретных сроков нет. Как только законопроект будет принят, с этого момента фонды должны будут раскрывать портфели. Сроков четких нет. - Обязаны ли пенсионные фонды создавать провизии при убытках, как банки? - Обязаны. Но система немного другая – не как в банковской сфере. Пенсионный фонд отвечает по обязательствам перед пенсионными активами своими собственными средствами. Поэтому если он за счет пенсионных активов приобретает финансовые инструменты с высокой долей риска, он на своих пенсионных активах сформирует резервы. Если он приобретает облигации эмитента, который подвергается дефолту или делистингу, опять-таки, это основание для того, чтобы формировать провизии на своих собственных средствах. - По данным АФН, в совокупном портфеле НПФ около 6% составляют облигации компаний, допустивших дефолт. По Вашему мнению, будет ли этот показатель расти в дальнейшем? - Спрогнозировать, наверно, это никто не сможет. Это деятельность каждого АО. То есть в любом случае даже те эмитенты, которые допускали дефолт, выплачивают потихоньку свои обязательства. 6% - это не те эмитенты, которые никому ничего не выплатят. В любом случае в законодательстве есть требование и возможность проводить реструктуризацию, всевозможные реабилитационные процедуры. - То есть списаний не было? - Полные списания, конечно, были. Все равно есть эмитенты, которые закрывают бизнес и уходят. Естественно, от этого никто не застрахован, это рыночные риски. Но из тех эмитентов, которые были озвучены, часть эмитентов ведут работу, чтобы уменьшить размер своих обязательств перед пенсионными фондами. - Каков в целом объем безвозвратных инвестиций НПФ в дефолтные бумаги? - По системе я не могу сейчас сказать. 6% - это по состоянию на 1 мая этого года. Эта цифра может увеличиваться и уменьшаться. Например, «Досжан Темир Жолы» и «Батыс Транзит» свои обязательства погасили. Соответственно, уменьшилась доля дефолтных эмитентов. - Согласно законопроектным планам, будет введена ответственность НПФ за недобросовестную конкуренцию, когда агенты привлекают в НПФ новых вкладчиков, обещая «золотые горы». Расскажите поподробнее. - Смысл в том, что у нас сейчас в законодательстве нет такого понятия, как «пенсионный агент». Это такое образное выражение о тех людях, которые по каким-то договорным и не всегда договорным отношениям работают с фондом, привлекая вкладчиков. Сейчас такими агентами могут выступать те же работодатели. То есть сейчас это практически не контролируется. Фонд может обратиться к работодателю, и тот может своих вкладчиков переводить. Это запрещено законодательством, но, тем не менее, такие факты есть, и жалобы тоже есть. Естественно, чтобы привлечь вкладчика в какой-то фонд, ему обещают всевозможные блага, начиная от подарков, каких-то блокнотов и ручек, и заканчивая обещанием скидок в аффилированных компаниях за то, что он заключит договор. - И выплатой наличных… - Это уже совсем неправильно - выплата наличными, потому что это, в принципе, невозможно, чтобы вкладчику наличные выплачивались. - Участники рынка говорят о том, что достаточно большая комиссия выплачивается тому, кто приводит нового вкладчика, и агент делится ею… - Да, это проблема. Если фонд готов платить такую бешеную комиссию таким агентам… Вкладчику здесь лучше, потому что какие-то деньги получает. Но надо понимать, что это не его [агента] пенсионные накопления. В прессе часто проходит информация о том, что якобы агент получает комиссию за счет пенсионных активов и потом с вкладчиком делится. Это не так. Комиссия платится за счет собственных средств самого фонда, и, возможно, агенты в качестве поощрений действительно какие-то суммы обещают вкладчикам. Но, опять-таки, если его обманут, с этим обманом идти только в суд – больше ни к кому. - А Вы не думаете, что в этой части неплохо было бы, вообще, Агентство по защите конкуренции (АЗК) привлечь к разбирательству? - Чаще всего так и бывает, но есть такие факты, что вкладчик сначала пишет заявление, а потом забирает его. Таких фактов тоже много. Договариваются как-то, работодатель оказывает давление. АЗК расследует по каждому случаю. Были случаи и в суде разбирательства. И мы, как Агентство, выявляли конкретные документы, на основании которых видно, что давление шло. Мы это в АЗК передаем, и они по каждому факту разбираются. Но в большинстве случаев этот процесс недоказуем. Сами вкладчики забирают заявления. Чтобы эту проблему снять, мы просто ограничиваем возможность для кого-либо заключать договор от имени фонда. То есть сами сотрудники фонда в офисе фонда будут заключать договор о пенсионном обеспечении. И, соответственно, то, что будет говориться и обещаться, - за это ответственность будет нести сам пенсионный фонд. Это будет законодательно закреплено и отражено в договоре. - Ответственность за нарушения будет административной? - Будет и административная ответственность, и ответственность фондов, вплоть до применения санкций по приостановлению деятельности. Но приостановление – это процесс, который отражается больше не на фонде, а на вкладчиках. Поэтому для нас это крайняя мера. Тем более, что приостановление не означает, что фонд прекращает работать, – он прекращает принимать новых вкладчиков. В основном это будут меры к руководящим работникам, которые допускают такую ситуацию. - Какие изменения произойдут в системе оценки долговых ценных бумаг? - Основная проблема заключается в том, что одна и та же бумага в разных портфелях оценивается по-разному. Это потому, что у нас международные стандарты финансовой отчетности допускают принцип суждения. То есть каждая организация на основании своих суждений оценивает те инструменты, по которым нет активных торгов и нет активного рынка. - По неликвидным бумагам, то есть? - Да. К сожалению, у нас неликвидных бумаг большинство, поэтому это для нас большая проблема. По долевым бумагам, акциям, мы отчасти эту проблему решили тем, что прописали, что если исчезает активный рынок или его, вообще, нет, то акции оцениваются по балансовой стоимости. Если рынок был, но пропал, то оценка идет по прежней рыночной стоимости путем приведения обесценения к балансовой по мере нахождения бумаги в портфеле. В отношении долговых ценных бумаг чуть сложнее, поэтому мы сейчас думаем, как двигаться в этом направлении, изучаем зарубежный опыт. И, в принципе, та система, которая будет предложена, будет отвечать целям приведения бумаги к единой стоимости во всех портфелях фондов. - То есть все казахстанские ценные бумаги в портфелях НПФ будут стоить одинаково? - Не совсем одинаково, но примерно на одном уровне. Естественно, абсолютно по одной цене бессмысленно… - То есть не будет разброса – к примеру, от 10 тыс. до 60 тыс. тенге за одну и ту же бумагу в портфелях разных НПФ? - Да. По крайней мере, мы пытаемся решить данную проблему. - А по бумагам иностранных эмитентов в портфелях НПФ? - По иностранным ценным бумагам принцип оценки примерно такой же. Если есть рынок, по которому можно оценить, оценивают по рынку. Если рынка нет, то, соответственно, нужен какой-то принцип, чтобы примерно выровнять стоимость во всех портфелях. Справка LS: В Казахстане, по данным АФН, на 1 мая работало 14 НПФ. Общее количество счетов вкладчиков (получателей) по обязательным пенсионным взносам составило 7 833 669 с общей суммой пенсионных накоплений 1 трлн 985 млрд тенге. На эту дату прирост пенсионных накоплений с начала 2010 года составил 124,9 млрд тенге. Наибольшее количество счетов (76%) сосредоточено в пяти фондах: «Народного Банка Казахстана» - 30,82%, ГНПФ - 15,86%, «Улар Умит» - 13,92%, «БТА Казахстан» - 9,35%, «Грантум» - 6,16%.
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.