Елена БАХМУТОВА, глава АФН: КРАЙНИЙ СРОК РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ДОЛГОВ БТА – 7 ДЕКАБРЯ

1 октября 2009 года
О ходе реструктуризации внешних долгов БТА и Альянс банка и других актуальных темах рассказала 1 октября журналистам в кулуарах сената председатель Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) Елена БАХМУТОВА. - Действительно ли, девять казахстанских банков ждет закрытие, так как они не смогут выполнить требования АФН в части капитала? - Вообще, очень плохо мои слова интерпретировали [СМИ]. Я говорила о том, что с 1 октября вступает в действие отложенная норма, которая была принята еще в прошлом году, о том, что у нас повышаются нормы по абсолютному размеру минимального собственного капитала банков. Эта норма касается мелких банков. С 1 октября минимальный размер собственного капитала банка должен составлять не менее 5 млрд тенге. Есть исключения для банков, которые работают в регионах, то есть, не зарегистрированы ни в Алматы, ни в Астане. Такие банки могут иметь размер капитала 2 млрд тенге. Но для этого они должны выполнять ряд условий, а именно: они должны кредитовать в основном заемщиков, находящихся вне Алматы и Астаны. И они должны привлекать не менее 50% депозитов также за счет населения, проживающего вне Алматы и Астаны. Эта норма вступает с сегодняшнего дня. Это означает, что те банки, которые с завтрашнего дня не будут выполнять ее, попадают в зону риска. Никто не говорил об их закрытии. Дальше будут приниматься действия, которыми располагает агентство финансового надзора. Это могут быть меры воздействия, санкции. Это означает, что те банки, которые уже совсем близки к выполнению [новых нормативов], у них остались какие-то чисто организационные моменты, то есть они увеличили свой капитал, - они выполнят эту норму, скорее всего. И по состоянию на 1 ноября они отчитаются, что у них размер капитала соответствует минимально необходимому значению. Те банки, которые не смогут достичь необходимого уровня капитала, будут подвергаться регуляторному воздействию со стороны АФН. Если же мы будем видеть, что у них, вообще, нет перспектив увеличения капитала, значит, могут быть приняты санкции вплоть до приостановления лицензии. - А у вас уже есть информация, какие это могут быть банки? - Я назвала как раз 9 банков. Из них 3 банка уже предприняли мероприятия по докапитализации. Скорее всего, они к следующей отчетной дате, то есть на 1 ноября, уже достигнут необходимого уровня капитала. Еще 3 банка преобразуются в региональные банки, то есть им необходимо только 2 млрд капитала, и они почти уже находятся на этом уровне. То есть, скорее всего, они тоже будут выполнять эту норму. Остаются 3 банка, которые объявили о своем поиске стратегических инвесторов. Сейчас они очень активно этим вопросом занимаются. - А какие это банки? Вы можете назвать? - Я могу назвать эти 3 банка. Только еще раз хочу, чтобы мои слова не передергивали. Эти 3 банка находятся в зоне риска, потому что им необходимо найти стратегического инвестора для выполнения норм по достаточности капитала. Это Данабанк, Казинкомбанк и Метрокомбанк. Все эти три банка представили документы, которые свидетельствуют о том, что у них есть потенциальные стратегические инвесторы. Но это еще не означает, что эти стратегические инвесторы будут удовлетворять требованиям регулятора, и что они в конечном итоге станут этими инвесторами. Поэтому я и сказала, что эти банки находятся в зоне риска, поскольку им необходимо выполнить докапитализацию. - Как вы считаете, сейчас есть условия для использования нормы законодательства о консервации банка? - Такая норма должна быть всегда. Вы все следите за тем, что происходит в мире. Главное, к чему все пришли, - не должно быть ни одного финансового института, который не мог бы быть ликвидирован на рынке. Это означает, что потенциально такая возможность [банкротства] присутствует всегда. И для того, чтобы минимизировать системный риск, необходимо иметь соответствующие процедуры. Одной из таких процедур является возможность создания стабилизационного банка в случае, если какой-либо банк будет находиться в состоянии консервации и ликвидации. - Вы думаете, можно использовать это сейчас в отношении какого-либо банка? - Когда появится такая необходимость, мы ее используем. Вы знаете, что у нас сейчас два банка находятся в состоянии реструктуризации – Альянс и БТА банк. Пока ситуация в пределах запланированной, то есть по тем графикам, которые мы предполагали. Если все-таки кредиторы не смогут окончательно придти к консенсусу, так чтобы это удовлетворяло регулятора, и банк был бы жизнеспособен в среднесрочной перспективе, то вполне вероятно, что регулятор может воспользоваться такой нормой. Но это не самоцель. Это всего лишь инструмент. - АФН может воспользоваться нормой в отношении Альянс и БТА банка? - Нет. Так не надо говорить. На самом деле, я еще раз повторяю: Альянс и БТА банк находятся в состоянии реструктуризации. По Альянс банку все идет по графику. По БТА банку более длительный процесс. Но, тем не менее, пока мы одобрили план реструктуризации долгов БТА банка. Я хочу об этом сказать: план одобрен в той редакции, которую нам представил банк. По крайней мере, мы сочли представленный на сегодняшний день нам проект достаточным для того, чтобы в среднесрочной перспективе после пересмотра долгов и прощения части долга банк выполнял необходимые нормативы, как в этом году, так и на протяжении до 2014 года. Это означает, что процесс идет. Но мы предоставили срок – только до 7 декабря [провести реструктуризацию долга]. И к 7 декабря должны быть подписаны соглашения с кредиторами. То есть то, что уже по Альянс банку на днях, мы ожидаем, будет подписано. - А когда был одобрен план реструктуризации долгов БТА? - Он был в субботу одобрен. 18 сентября был представлен срок [внесения плана в АФН], а 26 сентября у нас было правление Агентства финансового надзора, на котором мы рассматривали этот план. Просто он будет обнародован тогда, когда мы доведем эту информацию до банка. Но я думаю, что мы ее уже довели. Он [план] вступает в действие после того, как мы официально его доведем до банка. - Премьер-министр Карим Масимов предложил иностранным инвесторам держать часть своих средств в казахстанских банках? Каков будет механизм? О чем идет речь - о части экспортной выручки? - Я полностью поддерживаю эту инициативу премьер-министра. Только я полагаю, что она должна вводиться не админстративными мерами, а экономическими. Никто не говорит, что они должны держать все деньги в Казахстане. Поскольку они основную выручку получают на территории Казахстана, то вполне естественно, что и результатами дохода, полученного в Казахстане, должно пользоваться население – наши граждане. Это означает, что ту часть средств, которую они все равно тратят в Казахстане, а именно налоги, оплату труда, сырье и материлы, которые они покупают на территории Казахстана, партнеры, с которыми они расплачиваются здесь, - эти деньги все равно находят обращение в Казахстане. И было бы целесообразно, что они приблизительно в этом объеме постоянно находились бы на депозитах или на текущих счетах казахстанских банков. - То есть вы имеете в виду тот объем, который они тратят в Казахстане? - Хотя бы. Я говорю о том, как можно рассчитать эту величину. Это же не представляет для них какой-либо проблемы. Если они все равно эти средства будут тратить в Казахстане, то пускай, пока они временно свободны, тоже находятся в казахстанских банках. Я говорю о всех банках, работающих на территории Казахастана, даже если они созданы с иностранным участием. Это тоже казахстанские банки. Речь идет только о компаниях, работающих на территории Казахстана, которые здесь извлекают ресурсы, которые принадлежат гражданам всего Казахстана. Речь идет о том, чтобы часть выручки, которую они получают и тратят в Казахстане, временно хранилась в казахстанских банках. Этот нормальное явление, по моему, которое не вызывает ни у кого вопросов, допустим, в зарубежных госудасртвах. Но почему-то у нас так принято, что иностранные компании держат свои временные свободные ресурсы за пределами Казахстана, а потом по мере необходимости их сюда заводят. Конечно, это создает неопределенность в ресурсной базе банков. И, собственно говоря, это может быть одной из той причин, почему казахстанские банки были столь активны в привлечении внешнего фондирования. Потому что у них не было устойчивой внутренней базы депозитов, которая складывается из депозитов юридических лиц и депозитов физических лиц в первую очередь. - Какими экономическими механизмами вы можете заставить их хранить деньги в банках- резидентах Казахстана? - Я полагаю, что это сложный вопрос. Это, с моей точки зрения, часть социальной ответственности бизнеса. То есть, если сюда пришли работать, то они должны передавать свои технологии, обучать казахстанских работников. Плюс, естественно, это могут быть какие-то административные меры, но очень разумные. Сейчас над этим вопросом работает министерство индустрии и торговли.   - Это будет законопроект? - Над этим работает министерство индустрии и торговли.
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.