ДЕЛО В ЯГОДАХ

9 ноября 2010 года
В Казахстане редко встретишь бизнес с горизонтом инвестиций 5 и более лет. Хотя реальность изменилась, но превалирующее деловое мышление заставляет искать проекты, которые дадут быструю отдачу. А таковых нет. В этих условиях поиск идей становится жизненно важным. И есть идеи, которые «дозревают» именно в новых условиях. Одной из них является бизнес на заморозке ягод. «Поспело» главное условие: в крупных городах появился слой людей, которые предпочитают отовариваться в супермаркетах и могут позволить себе замороженные продукты. О нюансах ягодного дела рассказал журналу «LS-Личный счет» индивидуальный предприниматель Дмитрий Синицын. Автор материала – Гульнур ЖАКИМБАЕВА. - Вашу продукцию я заметила на прилавках супермаркетов недавно. Осенью и зимой часто хочется ягод, и особенно было приятно увидеть среди иностранных производителей отечественную марку. Сколько лет Вашему бизнесу? - 6 лет. Все это время мы работали только в Алматы, и только в этом году решили освоить северные регионы. Мы пока единственные в ягодном бизнесе, и надеюсь (смеется), после этой публикации нас не станет больше в разы… - Где расположены Ваши плантации? Как Вы рискнули выращивать ягоды? - А кто сказал, что мы их выращиваем? Мы – простые спекулянты! Закупаем готовую продукцию, перерабатываем ее и продаем в замороженном виде. К сожалению, пока полный цикл производства ягод невозможен. Это попросту невыгодно! Нужны огромные средства на покупку земли, проведение инфраструктуры, оплату рабочей силы, закуп саженцев и так далее. В общем, это не так-то и просто. Так что пока мне, как бизнесмену, выгоднее покупать готовые ягоды у «бабушек». - А «бабушек» хватает? Неужели всю продукцию закупаете только у алматинских дачниц? - Нет, конечно. У меня есть свои поставщики. В частности, два «малинника» - у них свои плантации в горной местности в Алматы. И поставщики из южных регионов - Киргизии, Узбекистана. Алматы, в этом смысле, удачно расположен. Всего в нескольких часах езды Кордай - это в Киргизии. Там много этого добра, да и Китай рядом. - Делали расчеты на полный цикл производства? Каких затрат требует выращивание ягод? - Поначалу мы загорелись идеей выращивать ягоду сами. Сравнивали опыт зарубежных стран, в частности, Польши. Там ягодный бизнес – целая отрасль: по всей стране стоят заводы по переработке ягод. Это крупнейший поставщик ягод, который обеспечивает этим добром всю Европу и Россию. Кстати, в Казахстане тоже есть польские ягодки, только в российской упаковке компании «Инмарко». - Разве это не российское сырье? Ведь это очень известная в России марка замороженных продуктов… -Я говорю Вам со стопроцентной уверенностью, что все изготавливается в Польше - только под российским логотипом. В России столько сырья нет. Да и зачем самим все делать, когда можно готовое выпустить под своей маркой? Это гораздо выгоднее, и без всяких проблем с производством. Так у них, да и у нас тоже, делается «отечественный» бизнес. - Поговорим о производстве. В чем основные затраты? - Сейчас я Вам объясню. Для начала стоит разобраться с землей. Я не знаю, как у вас, а в Алматинской области земля стоит очень дорого, особенно орошаемая. В горной местности (там особенно хороша почва), к примеру, за сотку вам придется выложить от $10 до $30 тыс. Вот и считайте, во сколько вам обойдется один гектар земли. Примерно в $1 млн! Так сколько же вам надо продать малины, чтобы окупить эти средства? Это же нереально! Второе – проведение линии полива. Сейчас с орошаемыми землями везде проблема. Лучше всего – капельное орошение, на это потребуется много средств. Опыт показывает, что именно капельное микроорошение обеспечивает наилучший результат, как в южных регионах выращивания, так и в северных, резко сокращая расход поливной воды, удобрений и затрат на защиту посадок от сорняков и болезней. Почву надо удобрять, для каждой культуры здесь свои требования. Например, для клубники наиболее предпочтительны нейтральные или слабокислые почвы легкого механического состава. Необходимо квалифицированное агрохимическое обслуживание при точном соблюдении положенной технологии. Наименее подходящими для этой культуры являются сильнокислые и сильнокарбонатные почвы. Это целая наука. - Получается, вся трудность кроется только в дороговизне земли? Но ведь можно купить землю и подальше от мегаполиса, в конце концов, арендовать ее!? - Понимаете, с ягодами вопрос выбора земли очень важен. Ее не посадишь куда попало, есть определенные требования. Тут и климатические условия имеют значения, погода ведь сегодня непредсказуемая. Например, малина будет плодоносить плохо, если мало солнца. На среднесуглинистых почвах в неблагоприятное лето побеги малины могут не вызреть даже при правильной агротехнике. Если, к примеру, будут непрерывно идти дожди, малина вытянется в длину, но плодов не принесет. - Как обстоят дела с саженцами? Сколько они стоят? - Саженцы дорогие, а их нужно сажать каждые 40 cм. По нашим расчетам, на 1 га земли нужно примерно $40 тыс., и это только на саженцы! В среднем один саженец высокоурожайного сорта малины стоит от 2 000 до 7 000 тенге, смородина – от 1 500 тенге. Понимаете теперь, почему это невыгодно? С одного га земли можно получить до 5 т малины, но это в лучшем случае. В Алматы малину выращивают два фермерских хозяйства, их урожай в этом году составил не более 3-4 т с 1 га. Эти хозяйства «работают» на саженцах, посаженных еще в советское время, никто их не обновлял. Урожая становится все меньше. - Какова закупочная цена ягод, которые Вы приобретаете для дальнейшей переработки? Говорят, что в Киргизии ведро малины стоит всего 350 тенге… - Не скажу. Наша ягода стоит дороже, так как она по вкусовым качествам намного лучше привозной. Те же «бабушки» ничем вредным ягодку не польют, ничего не подмешают. Пойдите, купите на рынке ягоды из Китая. Она только пахнет клубникой, а по вкусу будто бутафорию ешь. А почему? Потому что при выращивании пользуются генномодифицированными (ГМО) препаратами. Вот и получается «вкус». У нас использование аграриями ГМО запрещено, а вот импорт таких продуктов никто не запрещает. По цене они, конечно, дешевле наших, ведь у них и объемы больше, и издержек меньше. Только вот и толку от съеденной, скажем, такой вишни мало. - В ягодном бизнесе самое выгодное направление сбыта – это продукты переработки. Свежие ягоды продавать, получается, невыгодно? - Если вы бизнесмен, то, конечно, нет. Свежее сырье недолговечно по срокам хранения, да и вид быстро теряет. А, вот, к замороженным ягодам спрос к внешнему виду заметно снижается. Но есть свои издержки. В процессе переработки уйдет в среднем 10% ягод, столько же малина теряет при заморозке. Отсюда и складывается цена замороженной ягоды. - В среднем одна небольшая упаковка замороженных вишен стоит 400 тенге. Дороговато получается… - Да, это дорого. Даже очень. Но, с другой стороны, я – бизнесмен, и мне нужна прибыль. Мы только начали осваивать северные регионы, и пока есть спрос, будет и предложение. С другой стороны, смотрите, ведь ягоды других компаний, скажем, России, стоят на порядок выше. Были бы объемы, были бы другие цены… Вот, в Польше, повторюсь, ягоды стоят намного ниже, потому Россия и предпочитает закупаться там. - Какой объем замороженных ягод выпускает ИП «Синицын»? -Не скажу (смеется). Немного. Поймите правильно, ягода – это не еда. Это удовольствие. Поэтому и стоит она недешево. Хотя производи мы 1000 тонн и больше, цена была бы совершенно другой. Но для этого нет сырья, его катастрофически не хватает. Малину, как я уже говорил, нам поставляют 2 фермера, но этого мало. - Как обстоят дела с реализацией товара? Поговаривают, что попасть на полку торговых сетей не так уж и легко… - Кто Вам такое сказал? Проблем никаких. Мы уже 6 лет в этом бизнесе. «Попасть на полку» легко, но сложнее оставаться там. Ведь у торговых сетей разговор короткий: не идет товар - убирают с полки. Поэтому продукт должен быть качественным. Мы и упаковку специально сделали прозрачной, чтобы покупатель видел, за что платит. Мы сейчас подумываем о производстве джемов и варений из наших ягод. Но по себестоимости наша продукция, экологически чистая, выйдет гораздо дороже, чем вы видите на полках в супермаркете. Ну, вот сами подумайте: разве может стоить полулитровая банка клубничного джема 300 тенге? Вспомните, за сколько вы покупаете летом литр клубники? Плюс к этому сахар, расходы на переработку и производство, рабочую силу, надбавки магазина, транспортировку, упаковку, рекламу…Любому понятно, что это просто обман. Бутафория. Но наши люди пока не думают о качестве того, что едят. К сожалению. - Получается, весь вопрос в дороговизне и нехватке сырья? - Да. Но вряд ли рядовой бизнесмен возьмется за такой бизнес - разве только не высадкой ягод в теплицах, там выходит дешевле. А пока остается надеяться на государственные программы и субсидии. Есть же программа по возрождению алматинского апорта. Может быть, в будущем государство возьмется и за ягоду? А пока будем покупать ягоду у «бабушек», пока их урожай вконец не истощится…
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.