Дело на миллион

23 ноября 2012 года
Айдын Рахимбаев: о том, как в 30 лет заработать свой первый миллион и покорить Килиманджаро  Это благодаря ему в столице появилось крылатое выражение «Как строить на bentley», характеризующее людей и компании, устоявших в кризис.  «Однажды утром 98-го я проснулся от ощущения катастрофы: в 25 лет я и мои друзья оказались не просто банкротами – мы увязли в долгах. Это были колоссальные суммы», – вспоминает ныне глава одного из крупнейших в Казахстане строительных холдингов BI Group Айдын Рахимбаев. В начале 2000-х Айдын и его сокурсники основали небольшой бизнес. Они зарабатывали на трейдинге зерна, круп, муки и топлива. Сначала это были обороты равные нескольким сложенным стипендиям, затем равные нескольких десяткам стипендий, а вскоре и сотням. Обороты росли изо дня в день. Как раз на этом самом интересном месте и застал их кризис 1998 года. «В России случился дефолт, вследствие чего рубль обесценился в несколько раз. Из-за девальвации российского рубля поставляемый нами в Сибирь, на Дальний Восток и другие точки товар обесценился в четыре раза. А так как у нас были обязательства – почти половина средств была заемной, – то мы, конечно же, сильно просели», – разводит руками собеседник. Это было настолько сильное потрясение, вспоминает он, благодаря которому ребята усвоили настоящий урок: кроме оборотного капитала должен быть тыл. «Одним словом, того пороха хватило на следующие 10 лет, чтобы не вляпаться в различные истории», – посмеивается, вспоминая прошедшее, Айдын Рахимбаев. Первые шаги Друзья основали новую компанию. В частности, было принято решение о создании строительного подразделения – ТОО «АБК-Курылыс». «Так случилось, что это событие совпало с переносом столицы в 1998-м. Мы использовали площадку Астаны как некий плацдарм, своеобразный трамплин к свежим достижениям», – с нескрываемым удовольствием подмечает он. Спустя всего три года, в 2001 году, головное предприятие уже разросшейся строительной группы было реорганизовано в BI Group. «Сейчас легко апеллировать цифрами, говорить о достижениях компании – лидера на строительном рынке. А есть и другая параллельная история, – с ностальгией вспоминают друзья Айдына. – В начале нашего пути в поисках средств мы подрабатывали на всевозможных позициях – грузили, строили и т.д. В целях экономии у нас на несколько человек были одни выходные вещи, запрещены были гулянья и развлечения. Лишь раз в неделю, в выходные, нам разрешалось сходить всем вместе в кино. Мы научились знать цену деньгам. Вот так мы начинали свой путь к успешному бизнесу». «Мы всегда в черном теле и сами, и команда. Для нас важнее не личное обогащение, а достижение поставленных целей. Может, в какой-то момент мы жалели об этом, допустим, в кризис 97 года, когда не делали частных накоплений, а держали все средства в обороте, но сейчас ситуация иная», – аргументирует Айдын. Сегодня, спустя 10 лет, компания – лидер на строительном рынке Казахстана и ближнего зарубежья. Так, на данном этапе холдингом завершено строительство рекордного в стране количества жилья. Речь идет о 30 жилых комплексах, общая площадь которых составляет более 1 млн кв. м, или свыше 12 тыс. квартир.  Дежавю… Время наступления кризиса 2007 года Рахимбаев характеризует как кризис доверия. В сложный период компания объявила об оптимизации. «С нами остались только самые преданные люди. Были даже такие моменты, когда приходил отдел и говорил, что их восемь человек, а поступила задача оптимизироваться до четырех. Они предлагали различные схемы, например, работать по очереди, лишь бы оставаться в команде. Вот это удивляло, поражало и радовало. Люди сами принимали решения, на которые мы максимально шли навстречу», – вспоминает он. По его словам, это было жестким испытанием: они рассчитывали на то, что кризис будет классическим – восьми-, ну хотя бы 16-месячным. А он продлился три года. «Практически все наши накопления были съедены в первый год, давили кредиты, обязательства по которым мы закрываем и на сегодняшний день. Но другое дело, что для нас сейчас это уже не так критично», – говорит Айдын Рахимбаев. Это был показательный момент. Если в 97-98 году Рахимбаев и его друзья падали с меньшей высоты, то здесь уже падать было больнее. «Сложнее всего было осознание, что каждые три месяца компания уходит в проблемы все дальше и дальше», – вспоминает он. В первую очередь требовалось сохранить доверие команды. Компания начала искать способы заработать в другом бизнесе и секторе. «По сути, благодаря кризису мы и обросли множеством дочерних организаций. В частности, приобрели небольшую компанию по строительству дорог, чтобы обеспечить себя госзаказом. Наши топы и просто сотрудники переезжали семьями в Щучинск, Тараз, Костанай отрабатывать контракты. Мы не выбирали работу, мы даже копали арыки на юге – в Кызылординской области, строили мосты. Для наших высококвалифицированных инженеров заниматься такой работой было несложной профессиональной задачей, здесь больше было сложно психологически и морально. Но именно в таких условиях мы выживали», – рассказывает глава строительного холдинга. Они пошли на российский рынок, работали в Подмосковье и Ханты-Мансийске, куда баржами и эшелонами отправляли людей. «Мы знали, кризис цикличен и за спадом будет подъем, в любом случае мы делали все возможное. Благодаря этому сегодня мы владеем лучшей, номер один дорожной компанией в Казахстане. Сама компания оздоровилась, ушли случайные люди. А те, кого порой не замечал, раскрылись в полной мере», – с удивлением подмечает он и добавляет, что по сравнению с 2007 докризисным годом обороты холдинга сегодня увеличились в семь раз. В ближайших планах у Рахимбаева и его команды вывести холдинг на международный уровень. На Килиманджаро… На вопрос «а как же Bentley в кризис?», он учтиво отвечает, что дорогая машина была куплена только спустя 12 лет со дня основания компании. «Когда у меня был первый миллион, я ездил на популярном в то время джипе Prado, но он был подержанный и стоил, как сейчас помню, $12 тыс.», – вспоминает г-н Рахимбаев. Bentley появился только тогда, когда обороты измерялись не одним миллионом долларов, улыбается он. «Но, наверное, это больше не проявление роскоши, а моя страсть к машинам. Я ведь по образованию инженер-автомобилист, поэтому очень хорошо разбираюсь в них. Мне это нравится, это мое хобби. Я люблю автомобили больше с технической стороны», – объясняет свою слабость бизнесмен. Хотя, наверное, глава холдинга где-то лукавит и дело не только в любви к качеству и комфорту, но и к риску. Впереди у Айдына автокросс «Париж – Дакар», а позади – покоренная вершина Килиманджаро. ««В начале января следующего года стартуют гонки. Это мечта еще с мальчишеских времен, когда мы разглядывали журналы и даже представить себе не могли, что это такое! А это драйв, adventure. Ралли – это олимпиада среди автомобилистов, потому что в Дакар съезжаются пять сотен оторванных ребят, мужчин, гонщиков-профессионалов со всего мира, те, кто достиг у себя на родине каких-то высот. У нас будут 15 дней пути, 10 тыс. км, из которых 3-4 тыс. по пескам. И нужно будет каждый день проживать в преодолении расстояния, – с большим энтузиазмом выпаливает он и тут же расстраивается, – мы 4 года не участвовали в соревнованиях по этическим соображениям - из-за кризиса последних лет было не до хобби». Речь идет о проблемах, наверное, характерных для всех строительных компаний того периода – дольщики, обязательства перед банками, партнерами… «На момент кризиса у нас оказалось 5600 дольщиков, но сегодня мы исполнили все обязательства перед ними. Долги перед банками на стадии разрешения, но это нормально, ведь кредиты не берут только те, у кого нет фантазии», – смеется г-н Рахимбаев. С кризисной развязкой появилось время и на себя. Вместе с друзьями бизнесмен осуществил восхождение на Килиманджаро – гору высотой 6 тыс. метров. А незадолго до этого – на Памир (4300 м). «Когда друзья, которые занимаются альпинизмом, позвали совершить восхождение на Килиманджаро, то это было, не скрою, романтично, красиво и тяжело. Мне захотелось проверить себя. Сами посудите, с кем, если не с друзьями преодолевать трудности?» – размышляет он. Выросшие в степи ребята на гору Килиманджаро шли пять дней. Это был путь по отвесному леднику, сопровождаемый сильной «горняшкой» (головная боль при восхождении). «Осознание того, что ты взял пик, вершину, пришло, когда мы уже спустились. Такие ощущения здесь – на равнине – приходят редко», – ностальгирует Рахимбаев. Если будет возможность с друзьями взять еще одну высоту, он сделает это не задумываясь. Хотя не считает альпинизм своим основным хобби. «К каждому увлечению подходишь как бизнесмен, с точки зрения затратности времени. Занятие альпинизмом очень требовательно в этом смысле. Наступит момент, когда захочется взять восьмитысячник, а на это уходит как минимум 2 месяца в отрыве от внешнего мира. Я не привык с полпути сворачивать, поэтому если ты занимаешься бизнесом, то это не всегда возможно», – поясняет он. Другое его хобби – путешествие семьями. Опять же любовь к машинам, наверное, определяет следующее увлечение. «Мы несколько лет ездим экипажами (одна машина с семьей) по миру. По нескольку дней живем в палатках, жжем костры, смотрим подготовленные нашими детьми спектакли. Так же ездили на Памир, в течение пяти дней по дну моря преодолели маршрут Арал – Каспий, были в Монголии. В мае этого года мы держим путь на Черное море, затем на Средиземное. Наша цель за 10 лет объехать весь земной шар. Что может быть в жизни лучше, чем открывать новое с близкими?» – делится планами собеседник и делает ремарку, что реализация их возможна при условии отсутствия потрясений подобных последнему кризису. Кстати, о нем… Штатный вопрос «Кстати говоря, у нас внутренний девиз в компании – «От нас не уходят, от нас отстают». Команда растет изнутри и мы очень этим гордимся. Все ключевые директора дивизионов – это те ребята, которые с нами начинали. Тяжело, наверное, предположить, что ученики инженерно-строительного института, у которых первая должность мастер или прораб может управлять дивизионом, у которого 1 тыс. человек подразделения и портфели измеряются десятками миллионов долларов? Мы к этому пришли», – с гордостью говорит Айдын Рахимбаев. Большое внимание компания уделяет образованию своих кадров, так, в 2005 году ими была организована первая в Астане программа MBA. Сейчас создается корпоративный университет, основная задача которого – взрастить свои кадры. «Мы запустили программу: приглашаем лучших по успеваемости студентов 3-4 курса на оплачиваемую стажировку. Это должны быть активные, креативные, целеустремленные, прогрессивные ребята. Сейчас из 115 заявок уже в ходе двух-трех туров отобраны 60 человек. Самое главное, они получают опыт и по окончании университета при условии соответствия нашим требованиям – рабочее место», – делится планами бизнесмен. Благодаря такой масштабной ежегодной программе, нацеленной на поиск лучших умов всех специальностей, со временем отпадет необходимость приглашать специалистов со стороны, уверен Рахимбаев. Сейчас же численность штата компании насчитывает свыше 5 тыс. человек.  Невозможное возможно «Мы всегда старались делать чуть больше ожидаемого. Однажды, в студенчестве, на сборе картофеля один из старших командировочных – водитель ЗИЛа, видя наши потуги перевыполнить план, сказал по-казахски: «Делай всегда больше, чем от тебя ожидают». Эта фраза запомнилась мне на всю жизнь. И сегодня, создавая любой продукт, мы придерживаемся этого правила: немножко теплее, качественнее, красивее и т.д.», – аргументирует свои требования к качеству глава компании. Такая же теория лежит в основе одного из учений – создавать такой продукт, к которому человек может быть пока даже не готов, но его можно на это побудить. «Мы построили коттеджный городок, где по аналогии с западной практикой между домами нет высоких заборов. Многие наши покупатели возмущались и говорили, что на своей купленной территории вправе делать все что угодно. Я же считаю большой нашей внутренней победой, что мы устояли, что все дома нашего жилого массива BI-Village. Мы даже на всевозможные ухищрения шли: пока человек не заедет в дом, не выдавали земельный акт. В результате убедили жителей, что штакетник из60 смзащитит больше, чем трехметровое бетонное заграждение», – рассказывает г-н Рахимбаев. Профессия «строитель» « Истории Казахстана всего 20 лет, мы в начале пути. И это, прежде всего, касается бизнеса – здесь непаханое поле для возможностей. Элементарно, мы построили общественную баню с нуля, эксплуатировали ее, а когда она окупилась и, более того, мы получили прибыль, – продали», – рассуждает бизнесмен. По его мнению, нельзя скидывать со счетов и перспективное направление – трейдинг. «Главное, должно быть понимание, что это долгосрочная перспектива – любой бизнес приносит действительные дивиденды только на 5-8 году жизни. Я не говорю о быстрых операциях - купле-продаже земли или недвижимости какой-то. Торговлю автомобилями считаю тоже очень прогрессивным делом», – приводит он примеры. Нужно понимать и быть готовым к тому, что в жизни не бывает случайностей, поэтому ты всегда должен быть наготове, в тонусе. Другой момент, когда ты берешь паузу, когда необходимо перестроиться и нужно пойти другим путем. «Для тонуса я занимаюсь спортом. А умственная зарядка - это чтение. Мой старший товарищ, которому 54 год, имеющий хороший иностранный язык, изучает очередной третий язык в совершенстве. На вопрос зачем, он говорит, что это зарядка для ума. Как у Робина Шарма, нужно найти одно время для себя - у меня рроо с 7-до я тратил на себя, занимался языками, готовился, читал литературу и это всегда пусть через несколько лет, но потребуется в жизни», - резюмирует АйдынРахимбаев. Справка: Айдын Рахимбаев является председателем совета Ассоциации застройщиков Казахстана, членом Градостроительного совета г. Астаны, членом правления национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен», членом Совета предпринимателей при Президенте РК. Бронзовый призер этапа чемпионата РК по автокроссу. Победитель Открытого кубка РК по зимним трековым автогонкам. Начал свою трудовую деятельность в 16 лет с разнорабочего в строительной бригаде. В разное время работал плотником, столяром, каменщиком, штукатурщиком и бригадиром.  

 Алия Адамбаева

 
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.