Данияр БЕРЛИБАЕВ, «Торговый Дом «КазМунайГаз»: ДОХОДЫ ОТ ЭКСПОРТА УВЕЛИЧИВАЮТ НАШИ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

16 апреля 2012 года
Казахстанский рынок нефтепродуктов переживает коренные изменения. Государственное регулирование предельных розничных цен на популярные виды топлива «вымывает» многочисленных посредников. С рынка уходит масса трейдеров. Одновременно значительно возрастает роль госкомпании «Торговый Дом «КазМунайГаз», перед которой стоят задачи по модернизации НПЗ с тем, чтобы полностью обеспечить потребности страны в высокооктановом бензине. В новых условиях Торговый Дом перестраивает модель своего развития, превращаясь в полноценный холдинг, включающий как перерабатывающие активы, так и инфраструктуру по сбыту нефти и нефтепродуктов. Неслучайно компания заявила о ребрендинге. Торговый Дом планируется переименовать в «КазМунайГаз Переработка и Маркетинг». О планах компании в интервью журналу «LS-Личный счет» рассказал генеральный директор Торгового Дома Данияр Берлибаев. - Ситуация на рынке нефтепродуктов складывается интересная… - Что ожидает в ближайшее время этот рынок? Вы знаете, что правительство поставило задачу стабилизировать рынок ГСМ, и мы ее выполняем под руководством министерства нефти и газа с конца ноября прошлого года. Ранее регулировалась только оптовая цена рыночных доминантов со стороны агентства по регулированию естественных монополий. Доля российского продукта в потреблении высокооктанового бензина в Казахстане составляет более 40%. И когда цена ГСМ там поднималась, а в этот момент оптовые цены у нас не меняются, то большой ценовой разрыв приводил к дефициту топлива в стране и неконтролируемому росту цен. Ведь мощностей трех казахстанских НПЗ по производству высокооктанового бензина не хватает, экономическая целесообразность в операциях на рынке пропадает. И это касается как государственных операторов, так и частных трейдеров. В этой связи была утверждена новая концепция регулирования рынка. Она изложена в законопроекте об обороте нефтепродуктов, который сейчас широко обсуждается. Разработчиком этого документа является министерство нефти и газа. «КазМунайГаз» также принимал участие в его подготовке. В связи с этим законопроектом ландшафт бизнес поля ГСМ подлежит серьезным изменениям, потому что будет осуществлен переход на регулирование только предельной цены в рознице. Она будет привязана к рынкам ближайших стран соответствующим коэффициентом, в частности, к рынку РФ – основному нашему поставщику нефтепродуктов. В любом случае неконтролируемого роста ГСМ уже не будет. В то же время надо понимать, что при таком раскладе многие игроки с рынка уйдут… - Непросто работать на рынке, на котором устанавливается предельная розничная цена… - Точно. И это в большей степени будет касаться мелких АЗС – тех, кто не имеет доступа к сырью, или просто зарабатывали только на спекулятивной волне. Доля таких игроков, во-первых, будет резко сокращена в силу экономических причин. Во-вторых, может произойти укрупнение бизнеса, что на самом деле для регулируемого рынка ГСМ и потребителей будет очень хорошо. Мы разговаривали с общественными организациями, ассоциациями. Они сейчас пытаются объединиться. - Но, с другой стороны, при таком регулировании рыночная доля ТД КМГ неизбежно будет возрастать, поскольку компания, как основной оператор рынка, на которого государство возлагает большие задачи, должна иметь приемлемую рентабельность? Ранее вы ставили скромные задачи относительно розничной доли, а что теперь? - Сейчас у нас на самом деле очень большие планы. Я хочу выделить еще один важный момент: будут регулироваться только некоторые виды нефтепродуктов. На сегодняшний день это бензин марок АИ-80, АИ-92 и дизельное топливо. Другие виды топлива не регулируются. Частный бизнес может переориентироваться на премиальные продукты, горюче-смазочные масла, бензины марок АИ-96, АИ-98. - Какую рыночную долю в рознице вы занимаете? - По доле, например, на рынке бензина, у нас было где-то 7%. Если сложить оптовое и розничное звенья, то это порядка 21%. Наша роль сейчас на рынке возрастает в связи с тем, что мы теперь контролируем все три казахстанские НПЗ – Павлодарский, Шымкенский и Атырауский. Дело в том, что стабильное снабжение рынка ГСМ – это не только удержать цену. Мы снабжаем операторов по областям со своих нефтебаз. С тем, чтобы обеспечить соответствующий уровень их доходности, отпускные цены с нефтебаз ниже розничных на порядка 7 тенге. Это, как показала практика, достаточно для частных заправок. В наши задачи не входит выталкивание других игроков с рынка. Мы не можем объять необъятное и присутствовать во всех районах. Наши планы – это увеличение количества АЗС до порядка 400 под брендом «КазМунайГаз». У нас есть целая программа до 2013 года. Количество АЗС в нашей сети в конце 2009 года достигло порядка 260. Еще один момент – приобретение действующих АЗС и работа с заправками на условиях франчайзинга. Мы готовы автозаправкам, которые соответствуют нашему уровню и нашим корпоративным стандартам, предоставлять свою торговую марку и стабильно снабжать нефтепродуктами. Мы также сосредоточимся на продажах с нефтебаз для обеспечения топливом частных АЗС. И в 2015 году в общей сложности мы хотим достичь 60% рынка, как в оптовом, так и в розничном звене. Задачу надежных поставок ГСМ можно выполнить и путем создания товарных запасов. Мы с декабря начали формировать запасы в нефтебазах на 30-40 дней с тем, чтобы избегать резких скачков цены. - Вы говорите о запасах бензина АИ-92? - Это Аи-92, иногда АИ-80. Потребность же в дизтопливе носит сезонный характер. Например, во время посевной потребность в дизеле в Казахстане возрастает до порядка 300 тыс. тонн в месяц против 200 тыс. тонн до посевной. - Каковы планы Торгового Дома в отношении нефтепереработки? Это очень важный аспект вопроса стабильного обеспечения рынка топливом. В настоящее время нехватку высокооктанового бензина компания закрывает за счет импорта. Вообще, мы ставим перед собой задачу закрыть всю потребность в Казахстане в бензине за счет наших заводов. Предстоит их модернизация. Это наш приоритет. Комплексный план модернизации НПЗ утвержден правительством, мы приступили к его исполнению. Торговый Дом в конце 2009 года приобрел Павлодарский НПЗ, и нам принадлежит 50% Шымкентского и почти 100% - Атырауского заводов. Таким образом, Торговый Дом контролирует все три НПЗ в Казахстане. Соответственно, аспект наших операций сместился с чисто торгово-сбытовых до управленческих и производственных. С этим связано переименование компании. Атырауский НПЗ – это самый старый завод в Казахстане. Инвестиционная программа его модернизации составляет порядка $2 млрд. Речь идет о строительстве комплекса ароматики и установки каталитического крекинга. Павлодарский НПЗ – это самый современный завод в Казахстане. У него очень хорошая инфраструктура, самая большая глубина переработки. При его покупке применялись различные оценки, которые были сделаны французской компанией Axens и британским банком RBS. Это и метод дисконтированных денежных потоков, и оценка полного возмещения… То есть, сколько стоит такой завод построить на новом месте. Были разработаны несколько сценариев оценки завода: пессимистичный, оптимистичный и базовый. Сумма сделки [более $1 млрд] нас полностью удовлетворяет, и она как раз находится в середине. Это соответствует тем ценовым ожиданиям и ценовым предложениям, которые были на тот момент на аналогичных рынках в мире. Приобретение Павлодарского завода позволяет нам стабильно снабжать топливом наш внутренний рынок. Что касается Шымкентского НПЗ, на повестке дня стоит вопрос его реконструкции. Модернизация всех трех заводов обойдется нам в сумму около $4 млрд. - Интерес к Павлодарскому НПЗ всегда проявляли российские нефтяные компании, в том числе «Газпром нефть», «Роснефть». Ведь завод технологически ориентирован на западносибирскую нефть. Как вы намерены строить с ними отношения? - Да, особенность нашей, так скажем, «жемчужины» - это полная зависимость от поставок сырья из РФ. Мы и раньше, и сейчас работаем с российскими поставщиками, и никаких перебоев нет. Мы строим свою работу с ними на основе мировых котировок. Среди поставщиков и «Газпром нефть», и «Роснефть», и «ЛУКОЙЛ». Мы платим справедливую рыночную цену. Глубина переработки на заводе очень высокая, и она дает возможность варьировать внутри корзины нефти и достигать некую стабилизацию цен. Поэтому роль ПНПЗ в стабильности цен очень важная. Теперь, что касается снабжения нефтью, то, конечно, сам собой напрашивается стратегический партнер. Интерес к этому выражают крупные российские компании, включая «Газпром нефть», «ТНК-BP». Мы ведем переговоры, готовы к предложениям. В принципе, чтобы обеспечить стабильную работу НПЗ и получать от этого какой-то синергетический эффект, мы в этом сотрудничестве очень заинтересованы. - У КМГ большие инвестиционные планы в отношении нефтепереработки. Как вы намерены возвращать инвестиции в условиях регулирования тарифа на процессинг [переработка нефти]? Сейчас казахстанские заводы не могут самостоятельно покупать нефть, они лишь могут перерабатывать давальческую нефть. Возможны ли здесь какие-то изменения? - В чем особенность этого вопроса? Есть две модели работы НПЗ. Он может действовать, как profit center, то есть, как компания, которая формирует прибыль, самостоятельно покупая, перерабатывая нефть и продавая продукты. Завод может работать и как cost center. Особенность нашего законодательства в том, что НПЗ являются системами общего доступа. Поэтому такая возможность [заводы будут сами покупать нефть] не исключается. В то же время особенность нашей работы в том, что у нас много давальцев сырья. Наши заводы построены как cost centers, чтобы обеспечить доступ к переработке. Если выгоды от модернизации заводов получают и другие участники рынка, они также должны вместе с нами разделить инвестиционное бремя. Идеей возврата инвестиций является тариф. Чем больше компания будет вкладывать в НПЗ, тем адекватнее должен быть тариф на процессинг. Мы подняли его в начале текущего года: на Атырауском НПЗ до 5764 тенге с 3360 тенге, Павлодарском НПЗ - до 3742 тенге с 2519 тенге. - То есть, в принципе, Торговый Дом устраивает вариант возврата инвестиций за счет роста тарифа на процессинг? - Это сейчас. Рост тарифа на нефтепереработку неизбежен. Соответственно, это должно повлиять на конечный продукт, на всю корзину. То есть какая-то коррекция цен должна быть. Поэтому есть долгосрочный тренд на повышение цены нефтепродуктов. Но есть премиальный класс продукции. Мы считаем, что высокооктановый бензин АИ-96 и выше регулироваться не должны. Мы должны производить качественные, более экономичные виды топлива, соответствующие стандартам Евро-3, -4. Может быть, наши продукты будут дорожать, но они будут более экономичными. Один раз в неделю заправляйся и езди. Еще один важный момент: в Казахстане будут строиться автодороги, вырастут международные перевозки по маршруту Западный Китай - Западная Европа. Это увеличит спрос на такие виды топлива, как дизель. Во всем мире это экономичный вид ГСМ. Нужно стимулировать переход нашего потребителя на экономичное топливо. Кроме того, мы планируем создать дистрибьюторскую сеть битумов по Казахстану. Вы знаете, что на Павлодарском НПЗ производятся дорожные битумы. «КазМунайГаз» приступил к строительству в этом году битумного завода близ Актау. Чтобы максимально обеспечить наши инвестиционные возможности, в том числе, по модернизации заводов, компания должна максимально получать прибыль с других секторов нашей деятельности, в частности, речь идет об экспорте нефти. В настоящее время Торговый дом продает нефть, добываемую АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз». Мы продаем ее самостоятельно на мировые рынки без каких-либо посредников по котировкам Лондонской биржи, согласно законодательству о трансфертном ценообразовании. Никаких частных компаний там нет. Торговый дом в прошлом году реализовал на экспорт более 7 млн тонн, в этом году мы планируем увеличить показатель. Своей дочерней компании Rompetrol мы продаем нефть также по мировым котировкам. И наша задача - максимизировать выручку от экспорта, чтобы обеспечить наши инвестиционные планы. В этой связи мы ставим вопрос создания своего транспортно-логистического блока, чтобы улучшить продажи нефти и нефтепродуктов на конечных рынках. В рамках этой работы мы будем сотрудничать с компанией «Казмортрансфлот», чтобы на рынках Черного моря казахстанский флот также присутствовал. - Планируется ли создать дочернюю структуру, которая будет непосредственно заниматься развитием экспортной логистической цепочки? - Да. Наша новая концепция предполагает создание такой структуры. Но мы, как головная компания, уже работаем в этом направлении. Мы сейчас работаем с «Казмортрансфлотом», ведем переговоры с железнодорожными перевозчиками внутри Казахстана, чтобы обеспечить беспрепятственный вывоз и переток нефтепродуктов внутри страны. И здесь возможна оптимизация. То есть, если использовать подвижной состав под единым крылом, то это может сократить расходы. Справка LS: Торговый дом «КазМунайГаз» находится в структуре государственного нефтегазового холдинга «КазМунайГаз». Компания владеет нефтеперерабатывающими активами и сетью АЗС в Казахстане и Румынии. Торговому Дому принадлежит румынская Rompetrol Group. ТД КМГ также занимается экспортом нефти и нефтепродуктов.
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.