Бахтияр ИСАЕВ, АО «НК «КазМунайГаз»: НОРМЫ О КАЗСОДЕРЖАНИИ В ПРОЕКТАХ НЕ ВЕЧНЫ

9 декабря 2009 года
При создании Таможенного союза с РФ и Белоруссией они могут быть пересмотрены О текущей ситуации, связанной с поддержкой отечественных производителей в рамках увеличения казахстанского содержания в проектах, и перспективах увеличения закупок у локальных поставщиков рассказал в интервью LS директор департамента развития казахстанского содержания и закупок АО «НК «КазМунайГаз» Бахтияр Исаев. - Каков в целом объем закупок товаров и услуг в «КазМунайГазе» в текущем году? Какая доля приходится на казахстанских поставщиков? Планирует ли компания увеличить закупки в 2010 году? - В целом за 10 месяцев этого года общий объем закупок составляет 402 млрд тенге, в том числе доля казахстанского содержания - 315 млрд, или порядка 78%. В «КазМунайГазе» действует программа содействия машиностроительному комплексу. Она выполняется в сроки. Практически все виды оборудования и комплектующих, которые планировалось заказать на отечественных предприятиях, приобретаются в рамках закупок. При этом «КазМунайГаз» на этом не останавливается. Сейчас разрабатывается аналогичная программа на 2010-2012 годы. - Согласно заявлениям правительства, локализация закупок со стороны недропользователей постепенно будет увеличиваться. Не создаст ли это предпосылок для иждивенчества среди отечественных производителей? Где баланс между необходимостью их поддержки и важностью сохранения качества поставляемых товаров и услуг? - На протяжении 2009 года правительство дало определенный импульс процессу увеличения казахстанского содержания посредством подписания меморандумов с крупными недропользователями, проведения тематических форумов. В настоящее время в сенате находится законопроект о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам казахстанского содержания, который уже одобрен мажилисом. В этом документе уже есть определенные нормы: отечественные производители будут иметь определенные привилегии перед иностранными компаниями. Но мы не должны забывать о том, что создается Таможенный Союз Казахстана, России и Белоруссии, ожидается вступление нашей страны в ВТО. Сами машиностроители должны это понимать, и, я думаю, они это понимают. В целом эта норма об обязательной поддержке отечественных производителей со временем не будет определяющей. В ближайшей перспективе все-таки рынок будет диктовать свои условия. И, в принципе, наши заводы будут готовы работать в нормальных рыночных условиях. - Как Вы оцениваете потенциал казахстанских компаний по замещению импорта при закупках, в частности, сервисных услуг? - По сервисным услугам надо отметить, что в целом «КазМунайГаз» эту работу проводит давно. Рынок нефтегазового оборудования компанией осваивается еще с 1998 года. Если раньше это была номенклатура из порядка 20 позиций нефтегазового и промыслового оборудования, то на сегодня мы имеем более 300, но и это не предел. В принципе, заводы-изготовители с большим рвением идут на наши предложения, сами создают сервисные центры. К примеру, ПЗТМ с «Доссормунаймашем» создал сервисный центр по обслуживанию глубинных штанговых насосов. Данная работа проводится, и цифры говорят сами за себя: на сегодняшний день общий объем закупок по работам и услугам группы компаний «КазМунайГаз» составляет 72%. Поэтому сервисный рынок потихоньку осваивается. Создание сервисных центров - это основная задача, которая стоит сегодня перед заводами. - Не кажется ли Вам, что во многих случаях при закупках нацкомпаний допускается слишком много лишних звеньев в виде субподрядов? - В Единых правилах осуществления закупок по группе компаний АО «ФНБ «Самрук-Казына» одним из основных принципов является исключение посредников. Понятно, что есть определенные нормы, которые позволяют проводить тендеры только среди отечественных товаропроизводителей. Допустим, если говорить о посредниках, то сейчас утверждена единая методика расчета казахстанского содержания, которая четко и однозначно будет определять долю с учетом непосредственного производства. Если это будет какая-то компания-посредник, то она сертификат СТ-КЗ не получит. Ведь при наличии этого сертификата за каждый процент казахстанской доли поставщик получает определенное снижение цены по сравнению с посредниками. Тем самым, я думаю, данный механизм просто исключит посредников. Кроме этого, в тендерных документациях наша компания старается отсекать компании-посредники субподрядчиков. Понятно, что субподрядчиков при строительно-монтажных работах отсечь не совсем целесообразно, но при поставке товаров и оказании услуг это нормально. - Недавно в столичном офисе НДП «Нур-Отан» было заседание по вопросам казахстанского содержания. Предприниматели говорили о необходимости долгосрочного сотрудничества с компаниями, входящими в госхолдинг «Самрук-Казына». То есть не просто победить в тендере и получить заказ на год, а потом проиграть, и, соответственно, потерять заказ. По их мнению, долгосрочные контракты с нацкомпаниями на 5 и более лет позволят выстраивать инвестиционную политику и модернизировать производство. Как Вы к этому относитесь? - Это предложение исходило, в том числе и от «КазМунайГаза». Ясно, что для того чтобы какому-то предприятию развиваться, ему нужно знать, какие у него есть перспективы, какой объем закупок его ожидает и так далее. Это основная задача, я думаю, не только национальной компании «КазМунайГаз», но и правительства и фонда «Самрук-Казына». Сейчас мы двигаемся в рамках направления по созданию каталога основных товаров группы компаний «КазМунайГаз» на перспективу - 2010-2013 годы. Данный каталог мы постараемся презентовать уже в начале декабря, растиражировать и предоставить всем товаропроизводителям, опубликовать на сайте и в СМИ. - То есть в этом каталоге будут только товары? - Да. Пока мы ведем работу только по товарам. Вполне нормально, что через 4 года будет сделан еще один шаг в этом направлении. В дальнейшем, конечно, мы переходим на пятилетний план развития. Это уже будет под эгидой фонда «Самрук-Казына». Соответственно, будем строить и планы закупок на пятилетнюю перспективу. - Тем более, что по тем же машиностроительным заводам требования к товарам, да и услугам тоже растут. Получается, что им нужно повышать качество и разрабатывать новые продукты, а это требует инвестиций…? - Да, это требует инвестиций. Кроме того, что касается требований, сейчас правлением «КазМунайГаза» дано поручение основным дочерним компаниям, в том числе и самой компании, разработать перечень основных требований к потенциальным поставщикам. Я думаю, этот документ будет утвержден до конца года. Мы его также планируем презентовать и растиражировать. Он дополнительно даст возможность товаропроизводителям сориентироваться в том, какие требования выставляет к ним национальная компания и, соответственно, выстроить свои производственные линии под эти требования. - Каким образом реализуется программа содействия АО НК «КазМунайГаз» развитию нефтегазового машиностроения в стране? - В эту программу, рассчитанную на 2009-2011 годы, включено 34 машиностроительных предприятия с указанием номенклатуры выпускаемой ими продукции. В ней отражены те виды оборудования с указанием количества, в которых у дочерних и зависимых организаций «КазМунайГаза» существует потребность, и которые планируются приобрести при условии соответствия продукции всем необходимым требованиям по цене и качеству. При этом программа на 2009 год уже практически выполнена. На сегодняшний день все виды оборудования в предусмотренных объемах закуплены у казахстанских предприятий, вошедших в программу. В частности, с АО «Мунаймаш» заключен договор на поставку штанговых глубинных насосов и цилиндров на общую сумму 852,8 млн тенге. Между ПЗТМ и АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» заключены договоры на поставку различных видов специальной техники и подъемных агрегатов на общую сумму 1 млрд 45 млн тенге, в том числе на поставку подъемных агрегатов ПАП 60 и АПРС-40, цементировочных агрегатов АСЦ-320, автоцистерн АЦН-10 и паропередвижной установки. - Руководители производственных компаний также поднимают вопрос о необходимости предоплаты в 30% нацкомпаниями при закупках товаров, работ и услуг. Какова позиция «КазМунайГаза» в данном вопросе? - Да, этот вопрос, в принципе, где-то имеет правильную основу, и в вышеуказанном законопроекте эта норма есть. Если это отечественный товаропроизводитель, нормальный действующий завод и, на самом деле, производит этот товар, то почему бы ему не дать предоплату. Понятно, что кризис ликвидности коснулся не только банков, но денежная масса сузилась и у самих производителей. В принципе, как временная норма это правильный шаг. - То есть только на период кризиса? - Да. - «КазМунайГаз» участвовал в разработке и обсуждении законопроекта, регламентирующего казахстанское содержание? - Да, наша компания участвовала в рабочей группе при правительстве. Затем, когда законопроект рассматривался уже в мажилисе, наши представители приняли участие и там. Мы делали основной акцент на изучении опыта Норвегии и Малайзии. В частности, Норвегия получила первую нефть в 1972 году. За очень короткий период они стали одной из передовых стран по нефтедобыче. Если говорить о конкретных предложениях, то одной из норм, которую мы предложили (кстати, она была взята из норвежского законодательства) - расходование недропользователями определенной доли средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) в обязательном порядке на территории Казахстана. В Норвегии 2% общего бюджета компании-недропользователя в обязательном порядке направляется на НИОКР, в том числе 50% от них необходимо освоить на территории Норвегии. То есть мы предложили такую же норму. Мажилис принял решение не указывать процентную долю. Конкретное решение по доле будет принимать непосредственно уполномоченный орган при подписании контракта о недропользовании. - А что еще интересного есть в норвежском опыте применительно к нашим условиям? - Помимо требования использования норвежского языка в нефтяной деятельности, в этой стране есть требование о том, что вся документация должна быть доступна в любой момент уполномоченному органу. - Есть разное толкование, какие товары и услуги можно отнести к казахстанскому содержанию…? - Для товаропроизводителей это определяется только по наличию сертификата СТ-КЗ, который будет выдавать уполномоченный орган по техническому регулированию. В данном сертификате будет четко прописываться доля казахстанского содержания. Там вопрос довольно прозрачный и понятный. Сама методика расчета была утверждена 20 марта 2009 года. 3 сентября в нее были внесены изменения, и теперь она вполне отражает само понятие местного содержания. - А по работам и услугам? - Каждая работа и услуга может содержать в себе товары. По услугам - из расчета доли фонда оплаты казахстанских работников в данной компании. - А не придется ли после вхождения Казахстана в Таможенный Союз менять в экстренном режиме этот законопроект, и, вообще, законодательство о казахстанском содержании? - На мой взгляд, наверное, придется менять какие-то вещи. Есть определенные нормы, которые будут противоречить и Таможенному Союзу, и ВТО. Понятно, что в части государственных закупок соглашение о присоединении к правительственным закупкам - это уже решение Казахстана, и мы можем отсрочить присоединение к ВТО условно на год. По закупкам недропользователей и национальных компаний возникнут определенные барьеры и споры. До вступления в ВТО у Китая и Бразилии были определенные нормы, при вступлении какие-то из них потеряли свое действие. - Вы изучали норвежский опыт. Что произошло с местным содержанием после присоединения этой страны к правилам ВТО? - Норвегия отменила сразу при вступлении в ВТО основные свои нормы, позволяющие развивать местное содержание. - И как это отразилось на локализации проектов? - Норвегия к этому времени основной уклон делала, что правильно, на развитии кадров и научного потенциала. То есть к тому времени, когда они входили в ВТО, у них уже была своя база, были свои специалисты. Поэтому, я думаю, у них это прошло безболезненно.
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.