Готовность казахстанских банков к кризисным ситуациям оценили в компании Action Global Communications Kazakhstan.
Компания провела исследование, охватившее 22 банка: Казкоммерцбанк, Халык Банк, БТА Банк, Банк ЦентрКредит, АТФ Банк, Kaspi bank, Нурбанк, Темiрбанк, Жилстройсбербанк Казахстана, Qazaq Banki, ЦеснаБанк, Эксимбанк Казахстана, Альянс Банк, Казинвестбанк, Delta Bank, Банк Астана-Финанс, Asia Credit Bank, Bank Kassa Nova, Банк RBK, Заман Банк, Forte Bank и Евразийский банк.
Исследование было проведено с целью понять и оценить общую готовность банковской сферы Казахстана к кризисным ситуациям и то, какого рода кризисные ситуации считаются наиболее вероятными для местных банков.
Согласно результатам исследования, у 13 банков имеется кризисный коммуникационный план: Казкоммерцбанк, Халык Банк, БТА Банк, Банк ЦентрКредит (есть определенные процедуры), АТФ Банк, Kaspi bank, Нурбанк, Темирбанк, Жилстройсбербанк Казахстана, Qazaq Banki, Цесна Банк, Эксимбанк Казахстана и Евразийский банк.
На вопрос о наличии кризисного коммуникационного плана, к сожалению, ответы не предоставили следующие банки: Альянс Банк, Казинвестбанк, Delta Bank, Банк Астана-Финанс, Asia Credit Bank, Bank Kassa Nova, Банк RBK, Заман Банк, Forte Bank. "Кризисный коммуникационный план разрабатывается с целью подготовки к кризисным ситуациям и эффективного реагирования на них. Для этого организации проводят исследования, изучают опыт других, определяют основные возможные угрозы, отрабатывают сценарии развития кризисных ситуаций и варианты их решения, формируют кризисную коммуникационную команду, систему нотификации, заранее готовят заявления, шаблоны пресс-релизов и т.д.", - говорят в Action Global Communications Kazakhstan.
Исследователи отмечают, что кризисный план нуждается в обновлении. Выяснилось, что в Казкоммерцбанке он обновлялся в июне 2013 г., в АТФ Банке - в мае 2013 г., в Kaspi bank - в 2013 г., в Нурбанке - в 2012 г., в Темiрбанке – в апреле 2013 г. В Евразийском банке его планируют обновить до конца текущего года. Банк Центркредит оставил этот вопрос без ответа. Остальные банки, имеющие в своём арсенале кризисный коммуникационный план, - Халык банк, БТА Банк, Жилстройсбербанк Казахстана, Qazaq Banki, Цесна Банк и Эксимбанк Казахстана информацией не поделились, сославшись на её конфиденциальность.
Казахстанские банки также назвали основные угрозы для фининститутов. Для Казкоммерцбанка основными угрозами являются: ухудшение ситуации на валютном рынке и техногенные катастрофы. В Банке ЦентрКредит основными угрозами считаются угрозы, исходящие из внешней среды. АТФ Банк рассматривает потенциальную возможность широкого спектра кризисных ситуаций – от рисков внутреннего характера и обстановки на внутреннем рынке, до глобальных рисков извне. В банке отметили сложность выделения основных типов кризиса, учитывая тот факт, что кризисная ситуация может включать сразу несколько проблемных зон. Кроме того, в АТФ банке считают, что опасную ситуацию могут создать не только изменения в худшую сторону, но и крайне позитивные тренды в развитии финансового учреждения.
На данном этапе АТФ Банк придает большое значение обеспечению информационной безопасности, повышению уровня сервиса, расширению бизнес - направлений и коммуникаций с общественностью. В Евразийском банке основными кризисными ситуациями считают: информационные атаки, политические и общественные потрясения и валютные риски. Топ - угрозами для Нурбанка являются: денежно-кредитная нестабильность (резкая инфляция, девальвация и т.д), мировой финансовый кризис, чрезвычайные ситуации и операционные риски. Остальные банки отказались отвечать, сославшись на конфиденциальность этой информации.