Международный аэропорт Алматы (МАА) хотят преобразовать в авиахаб мирового уровня за 25 лет, передает LS.
В воздушной гавани стартовала реализация программы модернизации и развития до 2050 года, которая разделена на пять фаз. В результате пассажиропоток вырастет с 12,5 млн в год до 40 млн в год.
Как рассказал президент МАА Гокер Косе в ответ на вопрос корреспондента LS, общий объем инвестиций, по грубым оценкам, может составить $1,5-1,7 млрд. Он уточнил, что поскольку 25 лет – достаточно большой период, сумма лишь предположительная и будет корректироваться.
Вместе с тем в рамках I фазы (2025-2028 годы) финансирование составит $362 млн собственных средств. За счет этого будут реализованы 130 проектов.
В том числе в планах:
- Полная реконструкция терминала внутренних рейсов;
- Строительство новой рулежной дорожки длиной 4,4 тыс. м;
- Полная реконструкция одной из взлетно-посадочных полос с бетонным покрытием;
- Современная противообледенительная площадка с системой сбора и переработки реагентов;
- Реконструкция VIP-перрона и стоянок для воздушных судов;
- Создание грузового перрона и ангара технического обслуживания;
- Строительство аэродромного комплекса и обновление топливной инфраструктуры;
- Возведение нового отеля при аэропорте и многоуровневой парковки.
"Мы создаем экосистему с логистическим и индустриальным хабом. Алматы станет центром экспорта высокотехнологичной продукции – от микрочипов и фармацевтики до авиационного сервиса. В связи с этим аэропорт будет активно развивать мультимодальные грузоперевозки. Это будет целый кластер", – пояснил Г. Косе.
Он добавил, что в рамках I фазы будет создано более 1,8 тыс. рабочих мест в строительной отрасли и 550 постоянных вакансий в операционной деятельности.
Помимо этого, вокруг воздушной гавани проводится шумоизоляция домов. Уже утеплено 20 зданий, к концу года их будет 100, а в перспективе – 300.
Также будет создана экологичная платформа для антиобледенения, позволяющая собирать и перерабатывать реагенты без ущерба окружающей среде.
К 2050 году, помимо 40 млн пассажиров в год, количество стоянок для воздушных судов достигнет 150, будут работать три взлетно-посадочные полосы и сеть рулежных дорожек. Также будут функционировать логистический центр, аэрокосмическая зона, будут развивать производственные мощности и специальную экономическую зону.
Г. Косе добавил, что уже сейчас алматинский аэропорт занимает 52 место по загруженности в Азии и 51 – в Европе и СНГ. В перспективе позиции будут улучшены.
Между тем президента МАА спросили о планах по повышению цен на авиакеросин. Он пояснил, что на текущий момент данное топливо – самое дешевое в Центральной Азии. Также дефицит приходится покрывать импортом из России. Сейчас ведутся переговоры по поводу повышению регулируемого тарифа. Что касается перехода на ГСМ экокласса Jet А-1, то работа продолжается.
Ранее LS сообщал, что аэропорт Алматы улучшат за $362 млн.