Отреагирует ли казахстанский автопром на победу Трампа

Сейчас рынки России и Казахстана находятся в низкой точке потребительской активности. Но в долгосрочном горизонте два крупнейших американских автоконцерна заинтересованы в присутствии на территории двух стран – наличие локального производства дает им ценовое преимущество.

14 ноября 2016 года
    

Автопром сложно отнести к числу отраслей, состояние которых чувствительно к внешнеполитическим коллизиям. Да, будущее отрасли во многом определяет членство Казахстана и России в ВТО. Но требования стран - членов ВТО заранее известны, а интересы США на автомобильных рынках двух стран весьма скромны. Основными партнерами предприятий российского и казахстанского автопрома выступают европейские, корейские и японские концерны. Исключением являются лишь сборочные производства Ford и General Motors в Ленинградской области, GM-AVTOVAZ в Тольятти, а также казахстанский завод "АЗИЯ АВТО", с 2007 года выпускающий автомобили Chevrolet.

Сейчас рынки России и Казахстана находятся в низкой точке потребительской активности. Но в долгосрочном горизонте два крупнейших американских автоконцерна заинтересованы в присутствии на территории двух стран – наличие локального производства дает им ценовое преимущество. Менеджмент GM и Ford будет учитывать этот факт, как бы ни звучала риторика вновь избранного президента о возвращении рабочих мест с внешних рынков обратно в Штаты.

Стоит напомнить, что США не входят в число крупнейших внешнеторговых партнеров России и Казахстана, и потому смена экономического курса Соединенных Штатов может оказать лишь опосредованное влияние на промышленные перспективы двух стран. Опосредованное, но весьма серьезное.

Как известно, главным фактором развития автопроизводства служит динамика роста национальной экономики и платежеспособного спроса. Автопром пока нельзя назвать экспортно ориентированной отраслью экономик России и Казахстана. Поэтому основной детерминантой развития автопроизводства остается объем сырьевой выручки. 2014-2015 годы, когда авторынок следовал за динамикой нефтяных цен, это в очередной раз подтвердили.

Экономическая программа Трампа, провозглашенная, к слову сказать, в Детройте, обещает нам дополнительные риски снижения мировых цен на сырьевые товары. Во-первых, победивший кандидат намерен сделать ставку на протекционизм в промышленной политике США и не спешить с соглашениями о свободной торговле. А это может отразиться на потреблении нефти и цветных металлов в Китае.

Второе: новый президент намерен форсировать сланцевую революцию в ущерб экологическим рестрикциям, а также возобновить строительство "грязного" трубопровода из Канады. Притом что объемы экспорта нефти из США уже перекрыли рекорды столетней давности.

Реализация этих планов повысит вероятность снижения котировок основного экспортного товара России и Казахстана, что чревато дополнительным давлением на валютные курсы. Предыдущий виток падения нефтяных цен повлек спад в автопроме двух стран, который продолжается вот уже третий год.

Будем надеяться, что соратники по партии "поправят" начинающего политика и не позволят ему выполнить свои экстравагантные предвыборные лозунги.

Олег Алферов, председатель правления ЮОЛ "Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана "КазАвтоПром".

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.