Стоимость жилья в Казахстане может вырасти из-за ограничений на передвижение самосвалов. Об этом LS сообщил директор столичного филиала Союза строителей Вячеслав Лазарев.
Он пояснил, что с 1 января 2025 года в стране могут запретить перемещение тяжеловесных транспортных средств данной категории на дорогах общего пользования без груза. Также планируется введение обязательного взвешивания техники с высокими штрафами за нарушение правил (1 тыс. МРП – 3,9 млн тенге в 2025 году).
По словам Лазарева, данные ужесточения повлияют на тарифы по поставкам бетона и, как следствие, на стоимость жилья.
"Данный материал занимает от 7 до 20% доли в строительно-монтажных работах (СМР). При запрете на проезд самосвалов объемом 8-9 куб. м вырастет количество рейсов, так как придется использовать трех-четырехкубовые автобетоносмесители. Это выльется в удорожание СМР на 5-7%. Так как застройщики на данный момент работают на минимальной марже в 10-12%, то эти затраты будут переложены на стоимость жилья. Таким образом, квартиры могут подорожать на 5-7%. То же касается социальных объектов, таких как школы и больницы. Госорганам придется увеличить свои расходы, что невыгодно на фоне дефицита бюджета", – пояснил собеседник LS.
Он добавил, что уже сейчас бетон увеличился в цене приблизительно на 15%. В некоторых секторах удорожание достигает 30-35%. Поэтому транспортные ограничения создадут дополнительную нагрузку.
Помимо этого, увеличится срок реализации проектов на 30%. Если раньше можно было провести монолитно-каркасные работы за полгода, то в будущем может понадобиться до года.
Впоследствии некоторые застройщики не смогут взять на себя обязательства по повышению предложений, поэтому сократят свою деятельность. Это негативно скажется на темпах возведения жилого сектора и социальных объектов.
Еще одним негативным фактором в отрасли, по словам Лазарева, стал перевод времени. Он объяснил это тем, что солнечное время сократилось. Если раньше можно было работать на верхних этажах до 17:00-18:00, то сейчас уже в 16:00 возможности становятся ограниченными. В результате сроки ввода в эксплуатацию затягиваются примерно на 10-15%.
В связи с этим Союз строителей предложил ряд мер, которые позволят избежать данных последствий.
Во-первых, запрет на передвижение самосвалов, по словам спикера, необходимо отсрочить до 2026 года, чтобы дать компаниям возможность подготовиться.
Во-вторых, вместо запрета можно ввести дополнительный налог в 500 тыс. тенге на большегрузы с возможностью перемещаться по городу. Данная мера позволит местным исполнительным органам ремонтировать дороги, а самосвалам – свободно перемещаться до строительный площадки.
"Так как у нас только в Астане 12 тыс. таких автотранспортных средств, это создаст дополнительные поступления в столичный бюджет в размере 5 млрд тенге", – спрогнозировал собеседник LS.
В-третьих, как отметил Лазарев, в стране необходимо повышать качество возводимых дорог. В результате срок эксплуатации вырастет независимо от наличия большегрузов.
И напоследок, по мнению эксперта, необходимо вернуться к прежнему часовому поясу для увеличения темпов строительства.
Вместе с тем союз уже обратился с данной инициативой в НПП "Атамекен" с целью тщательно обсудить и рассмотреть предложенные меры.
Ранее LS сообщал, как изменились цены на жилье за 10 лет.