Возврат НДС для экспортеров упростится – эксперт

Этому поможет введение контрольных счетов на примере Азербайджана 

30 января 2019 года

Введение контрольных счетов по операциям с НДС упростит налоговое администрирование экспортеров и ускорит механизм возврата данного налога, передает LS.

Как заявил партнер отдела налогового и юридического консультирования KPMG в Казахстане и Центральной Азии Рустем Садыков, Казахстан давно пытался перенять опыт Азербайджана по отделению расчетов по НДС от остальных денег компании, и вот с этого года эта норма вводится в действие. Однако бюджет останется без своеобразного экспресс-беспроцентного кредита от экспортеров.

"Контрольный счет – это специальный счет, который налогоплательщик открывает в обычном банке, но по нему идут только операции по НДС (входящий и исходящий). Если вы продаете товары, то вы выставляете коммерческий счет или счет-фактуру. Покупатель оплачивает стоимость товара и 12% НДС. В механизме контрольного счета эти суммы идут на разные счета – чистая стоимость товара идет на счет вашего предприятия, а 12% НДС (исходящий) идет на контрольный счет. Компания также является легальным владельцем этого счета, но он немного особенный. Далее вы покупаете сырье или услуги и уже ваши поставщики также перечисляют на контрольный счет уже входящий НДС. Таким образом, все движение НДС происходит на одном счете. Эти деньги не смешиваются со стоимостью товаров и услуг, которые вы продаете или покупаете", – заявил Садыков.

По его словам, этот механизм позволит уйти от механизма встречных проверок.

"При экспорте товаров НДС компенсирует государство, поскольку экспорт облагается по нулевой ставке данного налога. При продаже товара за рубеж компании не на кого переложить этот фискальный платеж, и государство предлагает вернуть весь входящий налог на добавленную стоимость, чтобы экспортер не нес затраты из-за реализации товаров за пределы казахстанской юрисдикции. Но возврат этих денег был всегда трудоемким процессом, который требовал нервов, времени и усилий. Кроме того, чиновники заявляли ранее, что возмещение НДС – криминалоемкая тема. Много прецедентов когда на возмещение НДС подавали якобы проданные несуществующие товары и услуги. Для этого лет 10 назад был придуман механизм встречных проверок. И когда компания подавала документы на возмещение НДС налоговики выходили ко всем поставщикам и подрядчикам заявителя и проверяли насколько они выполняют свои обязательства по НДС и являются ли они лжепредприятеями. Налоговые органы итак очень загружены и встречные проверки обычно откладывались на потом. Цель обычной проверки – собрать деньги для бюджета, а цель встречной проверки – отдать бюджетные деньги. Встречные проверки требовали от компании беготни за налоговыми органами, чтобы они проверку эту наконец-то провели, все сделали и совершили возврат НДС", – добавил Садыков.

Он напомнил, что у Казахстана экспортно ориентированная экономика. Возмещение НДС производится постоянно и некоторые эксперты заявляли, что в результате возмещается денег даже больше, чем собирается. И эффекта НДС для бюджета либо нет, либо он нематериальный.

"Все, что собираем с добросовестных налогоплательщиков, в бюджет отдается экспортерам в виде входящего НДС. Возникает вопрос у обычных налогоплательщиков: зачем это делается? На что экспортеры заявляют: возврат осуществляется не сразу, а процедуры ведутся три-четыре месяца. По сути, бюджет получает беспроцентный кредит. Для чиновников выгодно растягивать этот момент, получая своеобразный беспроцентный заем для экономики. А с контрольным счетом встречные проверки становятся ненужными, так как налоговые органы насквозь теперь увидят все операции. Все движение денег будет очищено и можно будет легко сделать кросс-чекинг. Как заявлялось, возврат НДС сократится до 15 дней. Фискалам не нужно будет искать всех подрядчиков, так как они смогут увидеть все на контрольном счете", – пояснил Садыков.

Однако, по словам эксперта, в отношении этой нормы возникло очень много критики. Азербайджан – компактная страна, где всего два крупных месторождения, тогда как в Казахстане работает несколько десятков крупных нефтяных компаний, плюс сектор ГМК и зерновики также являются активными экспортерами. Список поставщиков за рубеж очень разношерстный и некоторые эксперты опасаются, что эта норма может оказаться неэффективной в Казахстане. 

Ранее LS писал, что в 2018 году налоговые поступления в республиканский бюджет Казахстана составили около 8,2 трлн тенге. В сравнении с аналогичным показателем 2017 года (7,1 трлн тенге) объем выплаченных налогов вырос на 14,5%.

Налоговые поступления в прошедшем году составили 7,9 трлн тенге, неналоговые поступления – 225,9 млрд тенге, а поступления от продажи основного капитала – 92,5 млрд тенге. При этом среди подоходного налога (2,5 трлн тенге) почти 1,7 трлн тенге – это КПН (за исключением нефтяного сектора), а остальное – ИПН. В свою очередь внутренние налоги на товары и услуги составили 2,9 трлн тенге. 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.