Бюджет в Казахстане утверждается без глубокой проработки, а потом в течение года приходится его корректировать и перераспределять. Об этом заявила председатель Счетного комитета Наталья Годунова, передает LS.
По ее словам, нарушений по исполнению бюджета стало меньше на 27% (413 млрд тенге в 2021 году по сравнению с 570 млрд в 2020 году). Однако она озвучила серьезные проблемы, которые отражаются на стране.
"Как формируется бюджет? Без предисловий сразу перейду к проблемам. Бюджет стал планироваться таким образом, что в течение года по непонятным причинам не хватает средств на текущие расходы. Это нонсенс, особенно учитывая, что есть бюджет развития -8%, или 1,2 трлн тенге. Мы же не планируем капитальный ремонт квартиры, если нам не хватает денег на оплату коммунальных услуг", – возмутилась она.
За исключением инициатив главы государства это просто некачественное планирование бюджета администратором программ и согласие с этим министерства финансов, считает глава ведомства.
"И потом из Нацфонда государство вынуждено выделять ресурсы на эти текущие расходы. Утверждаем бюджет без глубокой проработки приоритизации расходов, а потом в течение года пятую часть корректируем и перераспределяем. Раздаем бюджетные средства по 50 млн тенге на разработку проектно-сметной документации по дорогам для увеличения количества проектов, не думая, будут ли они обеспечены финансированием в следующем году", – заявила она.
При этом доходы бюджета более чем на треть – 36% – сформированы за счет средств Нацфонда, уточнила Годунова. Данный показатель остается высоким на протяжении последних трех лет, тогда как очевиден резерв пополнения госказны за счет налогового администрирования.
"К сожалению, и в этом году госаудитом не подтверждены дополнительные поступления, заявленные Комитетом госдоходов, за счет улучшения налогового и таможенного администрирования. Мы смогли подтвердить в 1,8 раза меньше, чем было заявлено: 378 млрд тенге из 684 млрд тенге", – подчеркнула она.
Кроме того, Счетный комитет выявил недостатки в методике прогнозирования поступления бюджета по двум основным налогам – корпоративному подоходному и налогу на добавленную стоимость.
"Как следствие, только по КПН занижение прогноза на прошлый год составило 239 млрд тенге. Все это вынуждает Минфин залезать в карман будущего года, наращивая авансовые платежи либо искусственно создавать недоимку. Только по 15 крупным компаниям, исправно исполняющим свои обязательства даже в кризисные годы, бюджет в конце 2021 года недополучил порядка 167 млрд тенге. Однако буквально в первых числах января этого года задолженность была погашена. Реально была недоимка? Мы сомневаемся", – заявила она.
При этом поступления от недропользователей в сумме 125 млрд тенге, согласно ранее принятым обязательствам предприятиями горнометаллургического сектора, министерством национальной экономики вообще не были включены в план поступлений, добавила Годунова. Они показаны министерством финансов как результат совершенствования налогового администрирования.
"Нельзя согласиться и с двойным учетом одних и тех же сумм в рамках нескольких мер администрирования. А это 6,2 млрд тенге. Слабо проводится работа по взысканию долгов в рамках процедур банкротства и реабилитации. Погашено менее 1% от суммы кредиторской задолженности, а всего 2 трлн тенге. Видимо, основную часть спишут", – предположила глава ведомства.
Годунова отдельно остановилась и на таможенном администрировании.
"В ходе аудита налогового и таможенного администрирования было выявлено расхождение по ввозимой обуви. Мы пришли к тому, что у нас часть населения должна ходить босиком. Но никто босиком не ходит! Зимой и летом, осенью все обуты. Обувь – это недорогой товар. А что говорить, если мы коснемся вопросов дорогого оборудования? Например, промышленного цифрового и так далее", – акцентировала она.
Между тем, по словам главы Счетного комитета, расходование средств Нацфонда не соответствует ни утвержденной концепции, ни цикличности развития экономики, ни здравой логике.
"Вначале я сказала о возможностях в период после пандемии. Какие? Среднегодовая цена на нефть сложилась в прошлом году $70 за баррель при прогнозе в $60. В этом году цена еще выше – $120. Казалось бы, это время для накопления. Общеизвестно, что экономика развивается циклично, за ростом последует спад. Поэтому, изучая отчет за 2021 год, мы пытались смотреть в 2023-2025 годы. Чем тогда мы подстрахуемся, если сейчас будем продолжать тратить больше, чем поступает в Нацфонд?" – высказала опасения спикер.
После этого Годунова напомнила, что глава государства неоднократно обращал внимание на необходимость эффективного использования средств Нацфонда.
"И что же? 64% средств, выделенных из Нацфонда, мы направляем на текущие мероприятия. На выплату пенсий, пособий, даже на содержание осужденных. Мы провели аудит 20 проектов за счет целевых трансфертов из Национального фонда. И только семь проектов, которые касаются непосредственно самого производства. При этом продолжаем тратить на микрокредитование за счет средств Нацфонда на 13% больше, чем на аналогичные проекты из республиканского бюджета", – посетовала она.
Глава Счетного комитета резко высказалась, что большинство нацпроектов подменили собой госпрограммы, но по сути мало что изменилось.
"Не соблюдается основной принцип проектного управления – разработка нацпроекта в максимально короткие сроки с главенством результата над процессом. Финансирование составило лишь 57% от потребности. А значит нет и морального права спрашивать результаты. Мероприятия до конца не проработаны, нет должной координации центра с регионами. Остается очень длинный период от принятия решения центральными госорганами до того, как это почувствуют люди. Если вообще почувствуют. А бюджетные средства уходят сотнями миллиардов", – пояснила она.
Кроме того, остается множество различных инструментов господдержки, и их эффективность слабо оценивается, считает Годунова.
"С помощью мер решаем горящие проблемы без видения на перспективу. При этом в отчетном году только на кредитование через разные институты государство потратило 390 млрд тенге. Часть из них расходуется неэффективно, часть вообще не возвращается в бюджет. И только какая-то доля позволяет создать реальные производства. Не лучше ли вместо льготного кредитования субсидировать ставку БВУ, в том числе и по долгосрочным кредитам? Это позволит увеличить охват господдержкой почти в пять раз. Предлагаемый подход, на наш взгляд, создаст эффективные условия для роста производства отечественных товаров, развития несырьевого сектора экономики", – предложила она.
Что касается доходов населения, оживление экономики пока только начинает положительно сказываться на самочувствии МСБ, пояснила Годунова. При этом реальный уровень жизни большинства населения пока не повышается, прежде всего, из-за инфляции.
"В структуре денежных доходов происходит снижение доли доходов от трудовой деятельности и повышение зависимости от социальных трансфертов. Все больше населения нуждается в помощи государства, продукты питания составляют уже больше половины в структуре потребительских расходов. При этом население закредитовано. Рост ипотеки физическим лицам составил 38%, на потребительские цели – 40%. А это уже треть от общего объема кредитов экономике. На погашение кредитов используется более 18% доходов населения", – привела она цифры.
При этом медленными темпами сокращается участие государства в экономике, напомнила глава Счетного комитета.
"К сожалению, качественно только за счет госпредприятий. Есть вопросы к приватизации таких объектов. Ниже рыночной стоимости продано почти 40%. А 66% объектов госсобственности – в три раза ниже – за 7,2 млрд тенге против 22,2 млрд тенге. Из 18 объектов квазигоссектора – в 11 раз ниже – 864 млн вместо 9,4 млрд. В чем причина?! Неэффективное управление, приведшее к обесцениванию активов или намеренное занижение? Наверное, здесь еще предстоит разобраться", – предположила она.
Убытки квазигоссектора, по ее словам, тоже растут. Долги только крупных холдингов превысили 21% к ВВП. Дивиденды незначительные – 16% от общего дохода при поручении главы государства в 70%. Только по системообразующим компаниям госфонда "Самрук-Қазына", по оценкам Счетного комитета, недополучено порядка 500 млрд тенге.
Ранее сообщалось, что у Казахстана долгов больше, чем денег в Нацфонде.
Напомним, что Казахстан продвинулся в рейтинге открытости бюджета на девять позиций.
При этом в Казахстане предложили провести проверку качества освоения бюджетных денег под различные госпрограммы.