Как изменится рынок микрокредитов в 2019 году

По итогам 2018 года ожидается, что казахстанцы заняли 270 млрд тенге мини-кредитов

10 января 2019 года

В 2019 году рынок микрокредитования в Казахстане вырастет на 20%. Таким прогнозом с LS поделилась заместитель председателя микрофинансовой организации (МФО) KMF Карлыгаш Райханова.

По ее словам, развитие будет не таким активным, как в предыдущие два года, когда наблюдался рост в 40-70% в год.

Также Райханова добавила, что в 2019 году увеличится и количество МФО. Она связала это с возможным созданием новых организаций, которые раньше имели статус компаний онлайн-кредитования.

"После законодательного ограничения в данном секторе предельной ставки в 100% годовых продолжится некий переток этих компаний в сектор МФО, где уже имеется понятная, устоявшаяся регулятивная среда и правила кредитования. Соответственно, усилится конкуренция со стороны банков и онлайн-компаний за тех заемщиков, кто был традиционной аудиторией МФО: мелкие предприниматели в городах, жители сельской местности",  пояснила она.

Представитель МФО KMF оценила итоги работы рынка за 2018 год.

"За девять месяцев прошлого года сектор пополнился шестью зарегистрированными МФО, что увеличило их количество до 156 организаций. Большая часть из них находится в Алматы – 54. На них приходится 78% от общего кредитного портфеля всех организаций. Также за три квартала 2018 года было выдано более 567 тыс. микрокредитов на 209,2 млрд тенге. Прогнозируем, что по итогам 2018 года общий объем выданных ссуд составит более 270 млрд тенге",  прокомментировала Райханова.

Собеседница обратила внимание на то, что по сравнению с 2017 годом доля микрокредитов, выданных на предпринимательские цели, уменьшилась на 3% и составила 53% в общем объеме. 99% было выдано физическим лицам, а 85% – это краткосрочные займы.

При этом она отметила еще одну тенденцию на рынке. В частности, это увеличение средней суммы по онлайн-кредиту, которая составляет 46 тыс. тенге. В секторе МФО средняя сумма  625 тыс. тенге, рост за год на 25%. Для сравнения, этот показатель в банках составляет 464 тыс. тенге.

"То есть ниже, чем в секторе МФО. Такая ситуация произошла по причине снижения сумм кредитов в банках начиная с 2017 года. Их физлица берут в основном на потребительские цели. При этом в секторе МФО контингент клиентов составляют больше бизнес-предприниматели. Это объясняет рост средней суммы и, как следствие, повышение себестоимости товаров из-за девальвации курса тенге",  объяснила Райханова.

Она также ответила на вопросы и о возможном расширении полномочий МФО. К примеру,  микрофинансовые организации могут осуществлять выдачу страховых полисов, так как законодательных ограничений нет. Но, по словам собеседницы, заемщики пока не готовы приобретать данный вид услуг, а МФО не заинтересованы заниматься его популяризацией.

"Обмен валют, расширение источников привлечения денег, в том числе на рынке ценных бумаг, и другие дополнительные операции для МФО могут быть предусмотрены как возможности в рамках регулятивной песочницы",  пояснила представитель KMF.

В заключение Райханова также отметила и возможность замены электронной цифровой подписи (ЭЦП) для подписания договоров на аналогичный инструмент.

"На данный момент юридической альтернативы данному инструменту нет. Поэтому идут поиски скорее упрощения получения самой ЭЦП",  заключила она.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.