В Казахстане необходимо увеличивать количество складов, поскольку логистические компании уже испытывают дефицит свободных хранилищ. Об этом заявил председатель правления PTC Holding Тимур Карабаев, передает LS.
В ходе панельной сессии международного контейнерного форума ЕСЭ ASIA-2024 он обратил внимание на три проблемы, которые тормозят развитие логистики в стране.
Первым серьезным барьером Карабаев обозначил то, что перевозка грузов в контейнерах более чем в два раза дороже, чем в универсальных вагонах.
"Это существенно сдерживает внутренний рынок в данной сфере. Если говорить об экспортном и импортном направлениях, там развитие идет хорошо. Но внутренняя контейнеризация стремится к нулю, так как клиент из-за цен отказывается от данной услуги. В результате наша компания сталкивается с такими проблемами, когда между двумя регионами мы вынуждены везти груз и в контейнерах, и в универсальном парке. Хотя, казалось бы, можно забрать часть груза при подцепке порожних контейнеров", – высказался он.
Второй проблемой спикер назвал сложности, с которыми сталкиваются компании при покупке и ремонте грузовых вагонов. По его мнению, данный вопрос нужно выносить на уровни государства, национального оператора и профильных ассоциаций.
Третьим немаловажным барьером, по мнению Карабаева, является нехватка складских помещений. Спикер привел в пример Астану и Алматы, где наблюдается большой дефицит данных мощностей классов А, А+ и B (различаются по техническим характеристикам, включая месторасположение – прим. LS).
"Сегодня есть проблемы с холодильными камерами, в конце концов. Поэтому я думаю, что должна быть какая-то общая политика, показывающая, куда развиваться сегодня складскому хранению", – пояснил Карабаев.
Его поддержал глава "СК-Фармация" Ерхат Искалиев, модерирующий панельную сессию. Он обратил внимание на то, что в стране наблюдается большой перегруз по холодильным помещениям, в том числе для фармацевтической продукции.
"Наверное, это связано с релокацией крупных операторов. В том числе государство локализует два бренда, Roche и Pfizer. Вчера AstraZeneca подписала (обновленную дорожную карту по локализации производства лекарственных средств в Казахстане – прим. LS). Думаю, что в этой сфере есть перспектива (по увеличению мощностей – прим. LS)", – заключил он.
В свою очередь замгендиректора "Исткомтранс" Виктор Иванов сообщил, что в ТЛЦ "Жетыген" Алматинской агломерации планируется построить склады на 135 тыс. кв. м в горизонте двух-трех лет.
Помимо этого, для разгрузки алматинского узла к 2025 году будет достроена новая железная дорога от станции Казыбек-Бек до Жетыгена протяженностью 75 км.
В целом, как пояснил Иванов, Алматы и Алматинская область являются крупным транспортно-логистическим хабом страны, где сконцентрировано более 60% складского комплекса РК. Помимо этого, в агломерации активно развивается промышленность: 85% производства соков Казахстана, 65% мороженого и т.д.
В связи с этим, по мнению Иванова, в этом регионе особенно активно будет развиваться транспортно-логистическая отрасль.
Вместе с тем, считает спикер, крупным консорциумам можно рассмотреть успешные кейсы строительства частных железных дорог, так как инфраструктура достаточно изношена.
"Частная локомотивная тяга также являются одним из векторов развития", – высказался он.
Ранее LS сообщал, как Казахстан станет транспортной державой.