Казахстан очистится от спекулянтов на рынке международных грузовых автоперевозок. Такие амбициозные планы поставило министерство транспорта, передает LS.
Глава комитета автотранспорта и транспортного контроля Алтай Али представил проект правил с новым механизмом распределения иностранных бланков разрешения (ИБР) для международных грузоперевозок.
По действующей системе бланки в нужном количестве выдаются компаниям с учетом их истории работы, что ограничивает конкуренцию. Сами ИБР пустые, со сроком на 100 дней, что также дает возможность продавать их по спекулятивной цене.
Новые же правила предусматривают выдачу бланков по факту перевозки грузов, без каких-либо ограничений.
"С апреля 2023 года подобный механизм в пилотном режиме был введен на границе Китая. В результате на 100% исключена спекуляция, введен упрощенный доступ к получению бланков, который позволил более чем в два раза увеличить перевозки с КНР. Масштабирование этого опыта позволит обеспечить прозрачное и справедливое распределение документов среди перевозчиков, которые имеют реальную потребность в перевозках, исключая условия для передачи ИБР третьим лицам", – пояснил Али.
Также появится возможность при завершении бланков проводить с контрагентами дополнительный обмен ИБР с учетом потребности казахстанских перевозчиков.
Отвечая на вопрос, почему приостановлен запрет в отношении перевозчиков стран ЕАЭС на перевозку грузов через перецепку, Али отметил, что в указанном кодексе отсутствует запрет на перевозку грузов по данному механизму.
"В 2017 году в Казахстане установлен запрет казахстанским и иностранным перевозчикам на перевозки грузов путем перецепки. Такой запрет нигде в мире не практиковался, так как это не отвечает основному принципу развития логистики перевозок. Запрет отрицательно повлиял на общий рынок международных перевозок Казахстана. Если доля перевозчиков страны на данном рынке до введения запрета составляла 51%, то в период его запрета снизилась на 20%, а с момента снятия запрета она выросла на 19%", – объяснил глава комитета.
Он добавил, что на данный момент начинаются перевозки тех же китайских грузов на территории КНР. На эти терминалы доставляют грузы из стран Юго-Восточной Азии китайские перевозчики. Если запретить перецепку/перегруз, станет невозможно забирать товар, так как казахстанские перевозчики не обладают возможностью доехать до данных стран. Также имеется потребность в доставке грузов из Афганистана, Пакистана и Украины, куда отечественные автоперевозчики не ездят из соображений безопасности. Это приводит к снижению товарооборота и росту стоимости продукции.
К тому же, по словам Али, перевозчики некоторых регионов Казахстана участвуют в международных перевозках исключительно таким способом.
"Также необходимо учесть, что любые ограничения в сфере международных автоперевозок в отношении иностранных перевозчиков могут провоцировать другие страны на введение зеркальных мер в отношении казахстанских перевозчиков. Учитывая вышеизложенное, до 1 января 2025 года приостановлен запрет на перевозки грузов путем перецепки/перегруза, и по итогам трехлетнего анализа будет окончательно принято решение по данному вопросу", – заверил представитель Минтранса.
Отвечая на опасения, что при разрешении метода перецепки увеличится участие иностранных перевозчиков на рынке перевозок грузов РК – ЕС, замглавы комитета Селим Куанышулы отметил, что данный вопрос квотируется.
"Российским и белорусским перевозчикам на паритетной основе в год выдается всего 13 тыс. бланков. Кроме того, при перецепке грузов иностранные перевозчики обязаны предоставлять дополнительные бланки – бланки начального перевозчика, который доставил груз до приграничного терминала", – уточнил он.
Спикер отметил, что по сравнению с 2023 годом в этом году в Казахстане число совместных предприятий в сфере международных грузоперевозок сократилось с 64 до 50 единиц, а количество принадлежащего им автотранспорта – с 2 тыс. до 1,4 тыс. единиц.