Статистика в Казахстане приукрашена и к ней нет доверия. Об этом заявила член Высшей аудиторской палаты Юлия Энгель, передает LS.
По ее словам, недостоверные цифры статистики мешают эффективно рассчитывать трансферты в регионы. В том числе чиновникам важно иметь актуальные данные о состоянии социальной-инженерной инфраструктуры от области до села. Как она доавила, инвентаризация таких данных должна носить системный характер, хотя бы не реже одного раза в три года.
"Статистика сейчас приукрашена, доверия к ней нет. Специфичные проблемы регионов и их острота зачастую не учитываются при планировании бюджета в центре. Отсюда и справедливая критика об оторванности центральных госорганов от местных реалий. И главное – нужна амнистия статистики. Сейчас это не фундамент для планирования расходов как должно быть, а минное поле, когда не знаешь какие данные действительные, какие завышенные или заниженные и во сколько раз. Только имея четкую картину можно принять проблему и выработать эффективные инструменты ее преодоления", – заявила Энгель.
Она отметила, что на сегодня доля субвенций и целевых трансфертов из республиканского бюджета составляет порядка 60% в доходах местных бюджетов. Однако даже такие расходы не решают закоренелых проблем в регионах.
"В чем причина этой ситуации? Первое, это искажение самого предназначения трансферта общего характера. В действующих реалиях они больше направлены на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности регионов. А нам представляется их главная цель – обеспечение одинаково качественного уровня жизни населения. Поскольку изначально они находились в неравных условиях развития, на севере проблема с медучреждениями, на западе – с дорогами. Одной таблетки для всех этих проблем не существует", – пояснила член палаты.
Второе, по ее словам, есть ряд вопросов к самой методике планирования трансфертов общего характера.
"К примеру, у нас возникает вопрос: как учитывается в трансфертах состояние социально-инженерной инфраструктуры. Фактически наши аудиты показали, что системный анализ их состояния не проводится, оцифровка данных не повсеместна, реальная картина искажена, потому что не везде есть паспортизация объектов инфраструктуры которая давала бы ясное видение их техсостояния", – уточнила Энгель.
Таким образом, прогноз расходов определяется исходя из общего количества потенциальных потребителей бюджетных услуг без учета фактической численности услугополучателей и количества действующих учреждений, которые способны оказать данные услуги, подчеркнула она.
"Поэтому какому-то региону всегда денег может не хватить", – отметила член палаты.
Она также рекомендовала минимизировать встречные потоки бюджетов.
"Получается, что одной рукой мы деньги даем регионам, а другой забираем. Это прежде всего касается регионов-доноров. Нужно максимально выстраивать межбюджетные отношения так: если регион действительно донор, то нужно уменьшить у него бюджетные изъятия с тем, чтобы следом не давать ему средства в виде целевых трансфертов, которые зачастую еще больше, чем изъяли. К примеру, по итогам 2021 года Астана получила целевых трансфертов в шесть раз больше, чем изъято, хотя официально она считается полноценным донором", – резюмировала Энгель.
Ранее сообщалось, какие налоги перейдут из республиканского бюджета в региональные.