В Казахстане предложили меры по возврату капитала из-за рубежа

Легализация в оказалась неэффективной и не принесла ожидаемых результатов

28 августа 2015 года

Национальный фонд развития финансовых услуг предлагает семь шагов по регулированию экономических процессов через юридические механизмы, сообщает LS. 

В качестве первого шага фонд предлагает упростить механизмы возврата казахстанского капитала из-за рубежа. По мнению представителей фонда, нынешняя программа легализации оказалась неэффективной, поскольку имущество, полученное коррупционным способом, подлежит конфискации. Кроме того, ситуацию осложняет низкое доверие к правосудию в Казахстане.

"Даже те лица, кто не совершал коррупционных нарушений, опасаются необоснованного привлечения к ответственности за какие-либо надуманные коррупционные нарушения и боятся потерять имущество в результате конфискации. Поэтому они категорически отказываются участвовать в легализации, даже если имущество было получено путем, исключающем коррупцию. В этой связи необходимо проведение полной и безоговорочной легализации путем амнистии для всех лиц, без разделения на коррупционные и иные нарушения. Также (предлагаем - прим. LS) исключить законодательно возможность конфискации", - отмечается в сообщении фонда.

Второе предложение касается разработки простого законодательного механизма приобретения имущества за рубежом. Фонд предлагает создать специальный госорган, который будет отслеживать все зарбуженое имущество, в том числе укрытое от легализации или приобретенное незаконно.

"Именно к такому вновь выявленному незадекларированному имуществу необходимо будет отныне применять самые жесткие санкции, включая конфискацию и привлечение виновных к уголовной ответственности. Такая мера позволит прекратить и не допустить отток капитала, ежегодный объем которого в ближайшие пять лет можно оценить в $6 млрд", - пояснили в Национальном фонде развития финансовых услуг.

Помимо этого, организация предлагает перевести валютные кредиты в тенге и ограничить выдачу новых. За исключением тех, у кого имеются стабильные валютные доходы.

"Учитывая то, что кредитование населения является массовым источником происхождения свободных средств, запрет на выдачу займов в иностранной валюте является крайне необходимым. Национальный фонд развития финансовых услуг считает, что рассмотреть возможность введения законодательной нормы о конфискации всех валютных ценностей, которые были выявлены при совершении сделок в обход действующего валютного законодательства. В том числе необходимо введение запрета на указание цен в иностранной валюте на товары и услуги, сделки с которыми фактически осуществляются в тенге", - подчеркнули в фонде.

В качестве четвертого предлагается ввести компенсационную пошлину на валюту одной из стран - членов Евразийского экономического союза. 

"Необходимо внедрить механизм введения защитных инструментов в случае сильных колебаний курса национальной валюты любой из стран-участниц. Сильное ослабление национальной валюты более чем на 20% за год удешевляет товары страны, вытесняя производителей союзных стран на их локальных рынках", - считают в организации.

Помимо этого, Национальный фонд развития финансовых услуг считает необходимым ввести стимулирующие меры развития безналичных платежей. Фонд предлагает внести норму о возврате государством продавцу до 2% от стоимости любого товара, а также до 3% от стоимости товара казахстанского производства, при условии, если оплата была совершена безналичным способом.

"Такой способ радикально решит проблему установки POS-терминалов и станет выгодным в первую очередь для предпринимателей, которые будут заинтересованы в их установке и проведении платежей безналичным способом. Также в этом заинтересовано само государство, поскольку выгоды от огромного снижения теневого оборота полностью перекроют траты на налоговые возвраты, которые будут мизерными в сравнении с увеличением сумм налоговых поступлений", - сообщает фонд.

Организация предлагает очистить казахстанские банки от проблемных кредитов. "1 июля 2015 года Национальный банк объявил о снижении доли «плохих» кредитов с 33% до 9,9%. Однако фактически это было фикцией, поскольку 15% из 25% снижения объясняется операцией по слиянию БТА с Казкоммерцбанком, а оставшиеся 10% снижения объясняется активными действиями банков по выводу кредитов «за баланс», а также практикой формального оживления кредитов, когда банки «меняются» кредитами, в результате чего, кредит перестает быть «плохим. Это означает, что ситуация не только не изменилась, но и в ближайшее время только усугубится, что приведет к новому росту социального напряжения, появлению тех же проблем у вкладчиков, росту неплатежеспособности и в конце концов удорожании банковских продуктов, а также ухудшению ситуации с доступностью дешевых банковских продуктов», - пояснили в фонде.

Выходом в данной ситуации, по мнению представителей фонда, является внесение изменений в налоговое законодательство, позволяющее банкам единовременно списать проблемные займы. Тем самым финансовые организации смогут очистить портфели и начать реальные действия для кредитования на выгодных и удобных условиях как физических лиц, так и бизнеса.

Последний шаг, предлагаемый фондом, - это возмещение потерь вкладчикам от девальвации.

"Государство должно взять на себя обязательство, во-первых, единовременно возместить часть средств, фактически потерянных вкладчиками во время девальвации, при условии возвращения денег на депозиты. А также, во-вторых, законодательно закрепить такое возмещение в случае колебаний курса иностранной валюты. Возвращение в результате таких мер притока средств на депозиты обеспечит закрытие дыры тенговой ликвидности на будущее, вернет доверие к банковской системе, а также станет серьезным шагом дедолларизации экономики", - заключили в фонде.

 

 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.