В Казахстане из-за слабого тенге подорожают товары - эксперты

Выиграют только недропользователи-экспортеры

8 сентября 2017 года
    

Цены на импортные и некоторые отечественные товары подорожают из-за ослабления курса тенге. Такое мнение LS высказали эксперты и бизнесмены.

По словам главы Ассоциации независимого автобизнеса Тимура Жаркенова, повышение курса рубля по отношению к тенге поможет казахстанским экспортерам.

"Например, если мы продавали товар за 20 рублей, то получали 100 тенге при курсе один к пяти. Сейчас за тот же продукт можно получить 120 тенге при курсе один к шести. По той же логике российским предпринимателям станет менее выгодно на нашем рынке, так как их продукция станет дороже", - пояснил он.

Жаркенов добавил, что ситуация с ослаблением тенге скажется на потребительских возможностях.

"На том же рынке ГСМ существенная часть бензина завозится из России. С ростом курса топливо также подорожает. И по такому сценарию для населения все станет дороже. В основном потому что помимо рубля растут и валюты других стран. А Казахстан, к сожалению, мало производит и основную часть продукции завозит из-за рубежа", - объяснил собеседник LS.

Жаркенов пояснил, что некоторая отечественная продукция также подорожает за счет того, что при производстве используются импортные составляющие. По его мнению, больше всего выиграют недропользователи.

"За счет высокой курсовой разницы растет прибыль от экспорта сырья за границу. При этом зарплаты и налоги остаются для этих предприятий в тенге. Соответственно, растет прибыль", - заключил глава ассоциации.

Его точку зрения поддержал экономист Сергей Смирнов. Он также высказал мнение о том, что ослабление тенге скажется положительно только для экспортеров сырья. Однако в отличие от Жаркенова Смирнов посчитал, что укрепление рубля поспособствует увеличению доли российских товаров на казахстанском рынке.

Он заметил, что дорожать на рынке будет все. Но с учетом того, что цены на импортные товары дальнего зарубежья вырастут больше, чем у соседей, то произойдет замещение.

"Что касается бензина, то на его подорожание повлияет не только рубль, но и то, что к 2025 году у нас будет единое энергетическое пространство. В нем цены на топливо должны быть одинаковыми. Понятно, что не будет снижение цен до уровня Казахстана. Наоборот, нам нужно будет приближаться к российским. К тому же заканчивается модернизация нефтеперерабатывающих заводов за счет заемных средств. Деньги надо возвращать. Все это в совокупности повлияет на ценообразование", - объяснил экономист.

Тем временем директор компании Oil Gas Project Жарас Ахметов посчитал, что в ближайшее время укрепление курса рубля над тенге не сильно отразится на Казахстане.

"Я думаю, пока особого влияния не будет. Потому что пока не ясно, это тренд или разовый случай. Все не так просто. У нас был только один период длительного и устойчивого ослабления национальной валюты: с 1993 по 2003 годы. Но он не релевантен, потому что это период трансформационных реформ, переход от плановой к рыночной экономике. Поэтому за отсутствием адекватного периода наблюдений в прошлом прогнозировать будущее просто невозможно. Нет необходимой статистики для анализа", - пояснил Ахметов. 

В свою очередь председатель правления союза "КазАвтоПром" Олег Алферов отметил, что курсовая политика – далеко не единственный работоспособный механизм влияния на состояние внешнеторгового баланса.

По его мнению, инициатива отдельного производителя в сочетании адресными мерами отраслевого развития со стороны государства способна обеспечить заметный сдвиг внешнеторгового баланса и снижать импортную зависимость не монетарными средствами.

"Начиная с середины августа курс рубля к тенге демонстрирует непропорционально стремительный рост. Его темпы заметно опережают динамику ослабления тенге к другим валютам. Причина выхода из привычного коридора 5-5,5 тенге кроется не только в укреплении рубля к резервным валютам до трехмесячного максимума. Вероятнее всего, мы наблюдаем реакцию Нацбанка на ощутимый сдвиг внешнеторгового баланса двух стран. По итогам I полугодия поток российского импорта на территорию Казахстана вырос на 35,5%, до отметки $5,2 млрд, при этом экспорт в обратном направлении прибавил 27,8% и составил лишь $2,2 млрд", - проанализировал ситуацию Алферов.

Он добавил, что ситуация вовсе не уникальная. В 2011 году на российские товары приходилось более 42% казахстанского импорта. Сегодня эта цифра снизилась до 38,5%.

"Тем не менее более компромиссный курс тенге к рублю по всей вероятности сегодня рассматривается как инструмент корректировки сальдо двусторонней торговли. И нацелен он прежде всего на товарные группы, демонстрирующие наиболее заметный прирост в структуре российского импорта в Казахстане. Это трубы, прокат, арматура и нефтепродукты", - заметил собеседник LS.

Алферов напомнил, что российский автопром традиционно является крупнейшим поставщиком автомобилей на рынок Казахстана. Только за период работы Таможенного, а затем Евразийского экономического союза в 2011-2017 годах жители республики приобрели более 340 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей российского производства – как национальных марок (таких как LADA, УАЗ, ГАЗ), так и иностранных брендов – на сумму свыше $11,5 млрд. В 2011-2016 годах российский автопром занял 53% казахстанского рынка новых легковых автомобилей. Это одна из крупнейших статей отечественного импорта. При этом, по его словам, в автомобильной отрасли позитивные для казахстанских производителей изменения наметились еще в 2016 году.

"В 2016-2017 годах казахстанские автопроизводители как никогда активно были заняты локализацией выпуска моделей, ранее поставляемых на отечественный рынок в готовом виде. Так, в минувшем году завод "Азия Авто" освоил производство полного модельного ряда автомобилей LADA, а костанайский "СарыаркаАвтопром" недавно наладил сборку Chevrolet Niva. Учитывая лидирующие позиции LADA на рынке республики, уже этот шаг заметно улучшил картину внешнеторгового баланса в масштабах отрасли", - сообщил Алферов.

Он отметил, что о росте внутреннего рынка свидетельствует динамика поставок готовых легковушек из России. Если в январе-июне 2016 года на долю России приходилось 58% суммарного импорта в этой товарной группе, то по итогам первой половины 2017 года цифра сократилась до 49%.

"Произошло это, как вы понимаете, на фоне прежнего курса тенге к рублю, не превышавшего отметки 5,5. Результатом этих усилий производителя стала добавленная стоимость на уровне 20-25% от цены автомобиля. В случае импорта готовой продукции эта цифра равнялась нулю. Сегодня это существенные средства, которые остаются внутри Казахстана и работают на его экономику. Параллельно в текущем году усть-каменогорский завод впервые в истории отечественного автопроизводства успешно вышел на рынок Китая. И успешность его продукции обеспечил отнюдь не валютный демпинг, а конкурентоспособный продукт. Что также открывает новые перспективы балансировки импорта-экспорта в нашей отрасли", - заключил глава союза. 

Напомним, ранее LS публиковал мнение экспертов, которые прогнозируют укрепление рубля в Казахстане.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.