В Казахстане нужно отменить госрегулирование цен на ГСМ

Госконтроль розничных цен на ГСМ делает внутреннюю переработку нерентабельной

12 августа 2014 года

Снятие государственного регулирования цен на горюче-смазочные материалы в Казахстане повысит привлекательность нефтепереработки и наполнит рынок отечественной продукцией ГСМ. Таким мнением с LS поделился директор компании Oil Gas Project Жарас Ахметов.

Недропользователям из-за регулирования розничных цен непривлекательно отправлять нефть на переработку во внутренний рынок, считает собеседник LS.

"Потому что внутренняя цена нефти напрямую зависит от цен на ГСМ. Сегодня разрыв между экспортной ценой, очищенной от налогов и пошлин, и внутренней ценой составляет от $150 до $200 на тонну. Соответственно, мощности казахстанских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) недогружены", - пояснил Ж. Ахметов.

Напомним, что в настоящее время в Казахстане регулируются розничные цены на ходовые марки ГСМ: АИ-80, АИ-92/93 и ДТ. Однако, для некоторых участников рынка и этого регулирования недостаточно.

Казахстанская топливная ассоциация (КТА) просит государство регулировать не только розничные, но и оптовые цены. Свое предложение, представители ассоциации мотивируют тем, что сетям АЗС приходится работать с минимальной прибылью или даже в убыток. В связи с этим, они предлагают законодательно установить маржинальность для розничных реализаторов нефтепродуктов на уровне 30%. Эта сумма должна покрывать расходы на доставку топлива железнодорожным и автотранспортом - 7%, хранение на нефтебазе - 3%, операционные расходы АЗС - 10%, рентабельность нефтебазы – 5% и рентабельность АЗС – 5%.

"Данная мера позволит развиться добросовестной конкуренции среди АЗС, их производственному расширению путем оказания комплексных услуг, созданию равных возможностей для всех участников топливного рынка республики", - прокомментировали LS свое предложение в КТА.

Однако при нехватке бензина не может быть нормальной конкуренции. По словам директора Oil Gas Project Ж.Ахметова, именно госконтроль розничных цен на ГСМ делает внутреннюю переработку нерентабельной. Профучастник рынка отмечает, что за последние 15 лет средняя загруженность мощностей составляет от 70% до 80%. При этом в расчет берется фактическое время работы.

"Казахстанские НПЗ не покрывают потребностей нашего рынка в ГСМ. В 2012 году импорт бензина составлял 60% от нашего производства или примерно 37-38% от общей реализации. Исходя из этих предпосылок, учитывая стратегию на глубокую внутреннюю переработку сырья, необходимо отказаться от регулирования цен ГСМ в принципе", - считает собеседник LS.

При этом Ж.Ахметов признает, что отмена регулирования может привести к всплеску инфляции. "Но, с другой стороны, это повысит инвестиционную привлекательность нефтепереработки, в том числе и глубокой, приведет к насыщению рынка отечественной продукцией, откроет для Казахстана экспорт продуктов высоких переделов", - добавил он.

По данным министерства нефти и газа, за шесть месяцев текущего года три казахстанских НПЗ переработало 7 млн 204,2 тыс. тонн нефти. Всего произведено 1 млн 471,9 тыс. тонн бензина, что на 19,6% больше по сравнению с январем-июнем 2013 года. НПЗ за I полугодие 2014 года выпустили 201,5 тыс. тонн авиакеросина и 2 млн 8,5 тыс.тонн дизельного топлива, что на 11,4% и 99,3% больше показателя за аналогичный период 2013 года, соответственно.

При этом до конца 2014  года, Казахстан планирует импортировать 1 млн тонн бензина. Об этом в феврале текущего года сообщил бывший министр нефти и газа Узакбай Карабалин

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.