Агентство по защите и развитию конкуренции предлагает согласовывать с ним все нормативно-правовые акты, передает LS.
По словам заместителя председателя ведомства Рустама Ахметова, вопрос развития конкуренции для регуляторов сейчас играет второстепенную роль.
"Для недопущения фаворитизма в решениях госорганов предлагаем предусмотреть включение агентства в перечень госорганов, с которыми требуется обязательное согласование всех НПА, наряду с министерствами национальной экономики, юстиции и финансов", – сказал он.
Кроме того, Ахметов рассказал о ситуации на рынке нефтепродуктов, который на 80% занимают лишь две компании – Petrosun и "НК "КазМунайГаз".
"Половина доли в Petrosun выкуплена "КазМунайГазом", соответственно, у государства практически 80% рынка. Создание, по сути, единого оператора в лице КМГ создает риски выдавливания частного бизнеса и злоупотреблений при реализации нефтепродуктов. Также ввиду несбалансированного ценового регулирования рынка, где сложилась большая разница цен между оптовыми поставщиками и розницей, процветают посредники, как правило, аффилированные с оптовыми поставщиками нефти и нефтепродуктов. Соответственно, сложилась практика ограничения доступа к ресурсам поставщиков для мелких компаний", – пояснил он.
Главная проблема рынка, по его мнению, это несбалансированное регулирование цен, что стало причиной диспаритета цен, его вывоза за пределы страны и сезонного дефицита.
Что касается оптового рынка электроэнергии, по словам Ахметова, то здесь от 35% до 100% занимают компании "Самрук-Энерго", "ЦАТЭК" и "Казахстанские коммунальные системы".
"Это приводит к ограничению доступа к покупке электроэнергии у энергопроизводящих компаний. Деятельность вертикально интегрированных компаний означает непрозрачную схему ценообразования – от станции до энергоснабжающей организации и завышение затрат с возникновением эффекта, когда субъекты не стремятся к повышению своей эффективности, а стремятся к наращиванию инвестиций для максимизации прибыли", – продолжил представитель ведомства.
Он напомнил, что сейчас из-за дефицита электроэнергии правительством внедряется единый закупщик на всю реализуемую электроэнергию.
"Данную модель рынка рассматриваем в качестве временного решения, обеспечивающего наиболее быстрое решение проблемы привлечения инвестиций на введение новых мощностей. С другой стороны, единый закупщик создает опасность возникновения монополиста рынка и усилению рыночной власти действующих игроков. Для минимизации этих рисков совместно с министерством энергетики будут регламентированы процедуры проведения торгов и распределение энергии среди энергоснабжающих организаций", – отметил Ахметов.
Представитель агентства также рассказал о ситуации на рынке грузоперевозок ж/д транспортом, где 95% занимает компания "КТЖ-ГП".
"Владение "Қазақстан темір жолы" 100% акций "КТЖ-ГП" позволяет предоставлять исключительные преимущества своей дочерней компании на рынке и обеспечивать заведомо дискриминационные условия для других перевозчиков. Кроме того, доступ частных компаний ограничивается действиями оператора, который предоставил доступ не всем 20 компаниям, имеющим лицензии, а только трем и на конкретных участках. Агентство полагает целесообразным выделить нацоператора в отдельное юрлицо, что предполагает устранение неравного доступа к инфраструктуре и создание условий для появления конкуренции на рынке перевозки грузов", – продолжил он.
Также действия КТЖ будут рассмотрены на предмет соответствия антимонопольному законодательству, резюмировал Ахметов.
В свою очередь, зампредседателя АЗРК Болат Самбетов рассказал о результатах основных антимонопольных расследований.
Самбетов также сообщил, что в текущем году Генпрокуратурой была инициирована проверка в отношении "Эйр Астаны".
"Нас включили в рабочую группу в качестве специалистов. Мы проводили проверку на предмет соблюдения законодательства о конкуренции. По итогам мы представили свое заключение и по представлению Генпрокуратуры нами было возбуждено административное дело в отношении компании. На сегодняшний день оно находится в адмсуде на рассмотрении. По окончании разбирательств мы дополнительно сообщим", – отметил он.
При этом зампред Рустам Ахметов пояснил, что в сфере гражданской авиации предлагаются изменения. "Предлагаем разделение нацоператора, предоставление господдержки по покупке новых бортов для частных авиаперевозчиков. Это позволит снизить рыночную долю ключевого нацперевозчика и создать конкурентную среду на этом рынке, что позволит стабилизировать ценообразование", – резюмировал он.
Ранее сообщалось, что Агентство по защите и развитию конкуренции обвинило игроков на рынке нефтепродуктов в создании нерыночных условий.