Антикоррупционная служба планирует искоренить коррупцию с помощью биометрии

23 июня 2023 года

В Казахстане предложили внедрить биометрическую идентификацию при входе в информационные системы и базы данных. С такой идеей выступил первый заместитель председателя Агентства по противодействию коррупции Дмитрий Малахов, передает LS.

По его словам, новые изменения позволят минимизировать человеческий фактор при формировании бюджетных заявок путем автоматизации этого процесса.

"А также для всех образовательных учреждений создать единую систему ведения бухгалтерского учета, которую интегрировать с системой казначейства, национальной образовательной базой данных и базой данных "Физические лица". Помимо этого, создать систему управления рисками, которая позволит заранее предупреждать и реагировать на манипуляции с платежными документами и аномальные выплаты работникам бюджетной сферы", - заявил он, отмечая, что данные меры позволят снизить коррупционные проявления в сфере образования. 

И еще одно интересное предложение, которое озвучил Малахов, относится к идее по внедрению биометрической идентификации при входе в инфосистемы и базы данных, что позволит усилить персональную ответственность должностных лиц.

Также, по его словам, предлагается автоматизировать контроль рабочего персонала, что исключит трудоустройство "мертвых душ", и оптимизировать бухгалтерии школ с централизацией их на уровне отделов образований, с повышением заработной платы.

"Сегодня уже вскрыта и разложена вся схема хищения госсредств. От этапа планирования до растраты и присвоения. Так, первоначально при формировании школами бюджетных заявок искусственно завышаются расходы на зарплату с целью дальнейших хищений. К примеру, при составлении списков работников школ бухгалтеры добавляют пустые строки с отражением фиктивных сумм зарплат. В последующем эти строки в электронных таблицах скрываются, а итоговая сумма остается. Именно таким способом в Талдыкоргане завышались расходы школ по фонду оплаты труда, которые в дальнейшем привели к хищению более 4 млрд тенге", – пояснил зампред.

Кроме того, по его словам, сложилась практика, когда бюджет раздувают за счет искусственного создания вакансий, увеличения стажа работы, сумм, необходимых на больничные и декретные отпуска, количества учащихся, а также необоснованного присвоения категорий.

"Например, в Усть-Каменогорске директором одной из школ в бюджетную заявку на 2023 год необоснованно заложен высокий стаж работы по 17 вакансиям педагогов – до 36 лет. На эти же вакансии присвоены категории эксперта, исследователя и модератора, по которым предусмотрены высокие надбавки к зарплате. В результате годовой фонд оплаты труда школы увеличен почти на 60 млн тенге. Такие искажения очень сложно перепроверить. До сих пор все на бумаге и в большом объеме. Процесс формирования бюджета от направления заявок до их свода не автоматизирован", – уточнил Малахов.

Кроме того, искусственное завышение бюджета образует значительную экономию, добавил он.

"В последующем отдел образования распределяет эти деньги среди школ, участвующих в схеме хищения. Переданная в школы экономия передвигается в фонд оплаты труда. Далее хищения осуществляются следующими способами. Первое. Работнику начисляется зарплата намного больше, чем положено по его должности. Бухгалтеры совершают такие манипуляции как в отношении себя, так и в отношении аффилированных работников. Таким способом бухгалтер одной из школ города Алматы за последние четыре года незаконно перечислила себе и шести работникам более 190 млн тенге", – рассказал он.

Второе: по словам зампреда, зарплату переводят лицам, которые вообще не работают в школе. Как правило, это знакомые директора и бухгалтера. Их данные вносятся в общий список под фиктивные должности.

"Третье. Начисляют зарплату на свои карт-счета, а в платежках указывают фамилию другого лица. Этому способствует отсутствие в органах казначейства сопоставления данных лица с номером карт-счета. Например, два бухгалтера одной из школ Сарыагашского района Туркестанской области в период с января 2021 года по август 2022 года перечислили на свои карт-счета 136 млн тенге. При направлении платежных документов в казначейство они указывали фамилии других работников своей школы", – продолжил он.

Четвертое: по его словам, дублируют переводы денежных средств.

"Сейчас действующие механизмы позволяют на одно и то же лицо несколько раз осуществлять одну и ту же операцию. Так, в Алматы в феврале этого года бухгалтер одной из школ при начислении себе зарплаты сначала в три раза завысила ее, а потом четыре раза продублировала перевод этой суммы на свой счет. В результате вместо положенных 145 тыс. тенге получила 1,8 млн тенге. C 2022 года таким образом ею похищено более 48 млн тенге", – пояснил Малахов.

Все эти способы хищения реализуются с помощью одной схемы, добавил он. Сначала бухгалтер выгружает платежные документы с ведомственных систем бухучета, затем вручную вносит туда нужные корректировки. После этого документы с уже искаженными сведениями вводятся в систему "Казначейство - клиент".

"Такие манипуляции стали возможными из-за отсутствия интеграции между названными школьными системами бухучета, национальной образовательной базой данных и базой "Казначейство - клиент". Хочу подчеркнуть: казначейство выполняет только функции оператора платежей. Оно не уполномочено перепроверять сведения о работниках и начисленных суммах. При этом ни казначейство, ни комитет внутреннего госаудита не видят аномально высокие суммы перечислений. Это связано с отсутствием системы управления рисками", – отметил зампред.

Кроме того, по его словам, есть вопросы и к органам внутреннего госаудита и ревизионным комиссиям. По тем объектам, где выявлены хищения бюджетных средств и расследуются уголовные дела, ранее ими уже проводились соответствующие проверки.

"Однако нарушений выявлено не было. Например, с 2020 года в области Жетiсу бухгалтеры отдела образования Алакольского района похитили почти 80 млн тенге путем завышения себе зарплаты. Между тем в 2021 году этот отдел дважды проверяли аудиторы ревизионной комиссии. А в 2022 он был подвергнут аудиту и со стороны департамента внутреннего госаудита. В обоих случаях факты хищения бюджетных средств не выявлены. В целом, такие безрезультативные проверки проведены аудиторами в Алматинской, Атырауской, Костанайской, Северо-Казахстанской, Туркестанской, Карагандинской областях и области Жетісу. Возможно, здесь было умышленное укрытие хищений. Тогда это является злоупотреблением должностными полномочиями", - подчеркнул Малахов.

Еще одним распространенным способом хищения является принятие на работу и начисление зарплаты "мертвым душам", добавил он.

"Здесь директор издает фиктивный приказ о приеме на работу своих знакомых и родственников. В последующем начисленную им зарплату присваивает. Яркий пример – трудоустройство в Атырау директором одной из школ и его заместителем шести своих родственников, а именно сына, двух дочерей, двух невесток и зятя. Они не работали в школе, но получили зарплату в размере 23 млн тенге", – уточнил представитель ведомства.

В целом, по его словам, на данный момент уже установлен 81 факт, где допущена незаконная выплата зарплаты и различных надбавок на 8,8 млрд тенге. Выявлено 464 лица, оказавшихся "мертвыми душами". По всем этим фактам зарегистрировано 35 уголовных дел с ущербом государству на 7 млрд тенге. Проверочные мероприятия продолжаются. Поэтому названные цифры не являются окончательными, уточнил Малахов. 

Ранее сообщалось, что в Казахстане растет ущерб от коррупционеров. Согласно данным правовой статистики, общий установленный размер материального вреда от коррупции достиг 1,7 млрд тенге, что на 41,7% больше, чем месяцем ранее. 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.