В Казахстане предлагают обязать банки создавать службы, которые будут заниматься рассмотрением обращений от проблемных заемщиков, передает LS.
По словам первого зампредседателя Агентства по развитию финрынка Нурлана Абдрахманова, необходимо повысить ответственность менеджмента банков и МФО по соблюдению требований урегулирования задолженности населения.
"Необходимо ужесточить требования к рассмотрению банками заявлений от заемщиков. В частности, нужно ввести обязательные условия по наличию службы по рассмотрению обращений на урегулирование задолженности. А также следует внедрить ответственность уполномоченного руководящего работника, председателя филиала банка либо его заместителя, который курирует это подразделение. И если заемщик более трех раз обращается в кредитный институт за урегулированием и не получает качественного рассмотрения или решения, то мы предлагаем даже вводить ответственность вплоть до отстранения руководящего сотрудника от должности", – предложил он.
Такие меры, по его мнению, позволят существенно улучшить процедуры регулирования, чтобы казахстанцы смогли снизить свою долговую нагрузку.
"Одна из проблем досудебного урегулирования – длительные сроки всей процедуры. А также отсутствие четкой регламентации этапов реструктуризации. Мы отмечаем формальный подход со стороны кредиторов к рассмотрению заявлений заемщиков, а срок принятия решения иногда составляет до шести месяцев. В связи с этим предлагаем внедрить право обращения к кредитору за урегулированием при любом сроке просрочки. Необходимо ввести и запрет на требование досрочного погашения части просроченной задолженности по кредиту, якобы для дальнейшего рассмотрения заявления заемщика на реструктуризацию. Мы выявили, что в отдельных случаях банки злоупотребляют таким правом и выставляют подобные требования клиенту. И это неправильно", – подчеркнул Абдрахманов.
Кроме того, по его словам, необходимо сократить срок уведомления о возникновении просроченной задолженности. Сейчас это 20 дней. Однако за это время уже начисляются пеня и штрафы, пояснил он, поэтому кредитор должен как можно быстрее проинформировать заемщика.
"Необходимо четко устанавливать срок. Так, договор должен быть подписан между кредитором и заемщиком в течение 15 дней если они пришли к соглашению. А вообще мы считаем, что взыскатель должен окончательно принять решение о реструктуризации за 30 календарных дней", – подчеркнул представитель ведомства.
Еще одна проблема, по его словам, это пассивная работа самих организаций.
"К примеру, в прошлом году были реструктурированы кредиты 815 тыс. должников. В их числе 330 заемщиков банков, 485 – МФО. Мы считаем, что эту работу необходимо усилить, ужесточить контроль за кредитными институтами. Для этого банки, МФО и коллекторские агентства разработали индивидуальные планы по снижению уровня проблемных заемщиков именно по потребительским кредитам. Согласно им, до конца текущего года мерами урегулирования будут охвачены 1,5 млн человек на 282 млрд тенге", – уточнил Абдрахманов.
Дополнительно, по его словам, необходимо расширить перечень кредиторов.
"Сейчас эта обязанность распространяется только на лицензированные банки и МФО. Мы предлагаем также распространить это и на коллекторов, так как у них находится большое количество проблемных заемщиков. А еще это требование нужно ввести и для банков с МФО, которые были лишены лицензий и находятся на стадии ликвидации. Это позволит усилить защиту и обеспечить равные права для всех заемщиков", – считает представитель АРРФР.
Помимо этого, он отметил ограниченные каналы взаимодействия кредиторов и заемщиков.
"В больших городах проблем нет, но в регионах это является барьером. Мы считаем, что необходимо этот процесс перевести в более цифровой формат, чтобы заявление на урегулирование подавалось через мобильное приложение банка или через сайт. Это позволит людям не ездить и не тратить время и деньги", – пояснил он.
Представитель АРРФР также рассказал о проблемах формального подхода со стороны кредиторов.
"В прошлом году в агентство поступило порядка 60 тыс. обращений. Из них 64% связаны с урегулированием задолженности. Мы по ним по всем провели проверки и выявили нарушения. Вынесли 161 адмвзыскание на 190 млн тенге. При этом мы выяснили, что многие заявления многократно подавались и по ним поступили отказы. Поэтому мы предлагаем для усиления защиты прав граждан в рамках досудебного урегулирования определить перечень оснований, жизненных ситуаций для реструктуризации кредитов. Например, во время пандемии некоторые компании прекратили свою деятельность, соответственно, люди потеряли работу. Также могут быть случаи заболеваний или инвалидности. Мы считаем, что все эти моменты необходимо четко указать в нормативных актах как обязательные для рассмотрения", – отметил он.
В завершение Абдрахманов привел немного статистики. Согласно данным, на 1 января этого года общий объем потребительских кредитов с просрочкой свыше 90 дней в банках, МФО и коллекторских агентствах составил порядка 1,6 трлн тенге. Количество заемщиков – 1,6 млн человек. Из них в банках кредиты с уровнем NPL у 936 человек на 1,1 трлн тенге.
Ранее сообщалось, что казахстанцам упростят процедуру внесудебного банкротства.