В Казахстане рассказали об ухудшающих положение бизнеса нормах, заложенных в проекте нового Налогового кодекса, передает LS.
Глава Союза независимого бизнеса Казахстана Берик Заиров перечислил основные пункты, которые негативно отразятся на бизнес-сообществе.
"В документ добавили спецрежим для малого бизнеса с годовым оборотом до 500 млн тенге. Это ухудшение условий для МСБ. Основное преимущество розничного налога – возможность работать с оборотом до 2,2 млрд тенге в год без постановки на учет по НДС. Именно этот налог стимулирует предпринимателей переходить из малого бизнеса в средний. И бизнес только начал верить в него, и теперь, через год, его хотят отменить. Это подрывает доверие к государству", – заявил он.
При этом, добавил Заиров, упрощенный налоговый режим позволяет предпринимателям работать с более крупными компаниями без каких-либо ограничений в части вычетов.
"Изменения имеют большой недостаток. Согласно проекту кодекса, покупатель товаров и услуг от предпринимателя, применяющего специальный налоговый режим (СНР), может брать на вычет расходы в размере 80% от ИП и 40% от ТОО. Что это значит? Например, у вас ТОО на общеустановленном режиме, вы покупаете запчасти и заказываете ремонт своего оборудования на сумму 1 млн тенге у компании, применяющей СНР для малого бизнеса. В таком случае на вычет ТОО сможет взять не 1 млн тенге, а 400 тыс. тенге. А это значит, что на 600 тыс. тенге покупка запчастей и ремонт оборудования будет за счет чистой прибыли, которую нужно еще обложить 20% налогом. То есть изначально закладываются ухудшающие условия для спецрежима малого бизнеса", – пояснил глава СНБК.
Кроме того, по его словам, в проекте нового Налогового кодекса не решаются и другие проблемы – дробление бизнеса или отказ от оформления работников официально.
"Мы предлагаем по спецрежиму для самозанятых убрать ограничения по 32 видам разрешенной деятельности. С каждым годом появляются новые профессии. Например, сейчас в этот список не вошли СММ-щики, таргетологи, мобилографы и др. Предлагаем установить запретительный список. Например, в сфере недропользования, финансовых услуг, акцизной продукции нельзя применять спецрежим для самозанятых, а всем остальным можно", – перечислил Заиров.
Также он предлагает спецрежим для малого бизнеса распространить и на средние предприятия. В качестве примера привел следующий расклад: до 500 млн тенге – единая налоговая ставка в 2%, свыше 500 млн тенге – 3%, свыше 5 млрд тенге – 4%.
"В таком случае не будет экономического смысла дробить свой бизнес. Проще платить налог на 1% больше, чем вести свой бизнес через множество ИП. Предлагаю также убрать ограничения по вычетам при покупке товаров и услуг от предпринимателя на спецрежиме для МСБ. Если основная часть малого и среднего бизнеса будет работать на СНР и платить с выручки, тогда никому не нужно будет оптимизировать свои налоги и рисовать дополнительные вычеты. И тогда не нужны будут все эти репрессии в отношении предпринимателей. Например, блокировка ЭСФ, отмена вычетов, признание сделок недействительными, присвоение высокой степени риска и т.д. В большей части решится проблема по возврату НДС, так как основная доля МСБ не будет его плательщиками", – пояснил глава союза.
Кроме того, по его словам, единый платеж по зарплате нужно распространить не только на малый, но и на средний бизнес. При этом установить ставку единого платежа в размере 20%, без увеличения.
"Тогда наш МСБ сможет безболезненно официально оформлять всех работников. И есть еще одна проблема в проекте кодекса – отменили освобождение от налогов на дивиденды в сумме до 30 тыс. МРП (110,7 млн тенге). В новой редакции при получении дивидендов необходимо оплачивать 10% налог. Мы предлагаем хотя бы оставить освобождение от налогов при получении дивидендов до 30 тыс. МРП. Просим учесть наши предложения, чтобы новый Налоговый кодекс по-настоящему стал облегчением для малого и среднего бизнеса", – резюмировал он.
Ранее сообщалось, что в разрабатываемом Налоговом кодексе предлагают установить единый налог для МСБ в размере 2%. Также LS сообщал, что в Казахстане предлагают изменения в налог на транспорт.