Скрытые риски рынка труда в Казахстане. В текущий момент официальный уровень безработицы составляет всего 4,9% (на III квартал 2016 года). Вместе с тем число безработных, "непродуктивно самозанятых" и части "неактивных" без уважительных причин составляет 1,4 млн человек, или 15% от экономически активного населения.
Таким образом, реальное число незанятого населения Казахстана гипотетически может превышать официальные показатели статистики почти в три раза.
Это стало возможным благодаря принятию новой методики (министерства здравоохранения и социального развития), согласно которой часть "непродуктивно самозанятых" была отнесена к "неактивному" населению.
По прогнозам центра прикладных исследований "ТАЛАП", к 2020 году население страны старше 15 лет вырастет на 350 тыс. человек. Основной рост придется на реально неактивное население - студенты, пенсионеры, инвалиды - 240 тыс., что создаст нагрузку на социальную часть государственного бюджета. При этом скрытая безработица - самозанятые, безработные и часть "неактивных" может вырасти на 110 тыс. человек и достигнуть 3,4 млн человек.
Для достижения состояния рынка труда до уровня стран ОЭСР численность наемных работников должна вырасти с текущих 6,4 млн человек до 8 млн человек к 2030 году, то есть по 500 тыс. каждые 5 лет. Для этого к 2030 году должно быть создано дополнительно 1,5 млн рабочих мест.
Вместе с тем, недавно принятая программа продуктивной занятости и массового предпринимательства предусматривает охват инструментами обучения и микрокредитования 500 тыс. безработных и самозанятых (из них 84% в сельской местности), в результате чего предполагается к 2025 году появление 500 тыс. новых предпринимателей. То есть 91% охваченных программой должны стать предпринимателями.
Вместе с тем, согласно последним опросам комитета по статистике, лишь 15% опрошенных безработных изъявили желание пройти обучение или получить другую специальность; менее 1% безработных искали ресурсы и обращались за кредитованием для открытия собственного бизнеса. Таким образом, планируемый целевой показатель программы вызывает обоснованные сомнения.
Задача по росту занятости усложняется серьезным сжатием малого и среднего бизнеса, который, как правило, поддерживал наиболее уязвимые слои населения. Так, за 2016 год количество действующих субъектов МСБ сократилось на 104 тыс. единиц, или на 8%. За январь-сентябрь 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выпуск продукции МСБ уменьшился на 6,9%, численность занятых сократилась на 3%.
На фоне падения деловой активности показателен рост налоговых поступлений на 1,1 трлн тенге, или 23%, который свидетельствует о возможном ужесточении налогового администрирования.
При этом с 1 января 2018 года ожидается введение пенсионных взносов для работодателей в размере 5%.
Обязательными станут отчисления работодателей на социальное медицинское страхование работодателей: с 1 июля 2017 года – 1%; с 1 января 2018 года – 1,5%; с 1 января 2020 года – 2%; с 1 января 2022 года – 3%. А с 1 июля 2017 года индивидуальные предприниматели также будут отчислять взносы в фонд социального медицинского страхования в размере 5% от 2 минимальных размеров заработной платы, то есть около 2,5 тыс. тенге в месяц.
Принят закон, устанавливающий снижение порога НДС с 2018 года: 25 тыс. МРП – в 2018 году, 20 тыс. МРП – в 2019 году, 15 тыс. МРП – с 2020 года.
Если принять во внимание текущие сложности с налоговым администрированием, то все эти меры лягут тяжелым бременем на плечи бизнеса, который будет вынужден уходить в тень, скрывая формальную занятость.
Для восстановления роста деловой активности и стимулирования занятости необходимы реальные позитивные сигналы для бизнеса.
На наш взгляд, такими мерами могут стать (не ограничиваясь) в первую очередь:
• Оптимизация налоговой нагрузки и упрощение налогового администрирования (отказ от НДС, снижение нагрузки на ФОТ до 10-20%, "горизонтальный" налоговый режим для МСБ).
• Снижение репрессивности уголовного законодательства (отмена статьи "Лжепредпринимательство").
• Реальное и существенное сокращение квазигосударственного сектора.
• Повышение бюджетной устойчивости за счет сокращения неэффективных расходов – в первую очередь сокращение финансирования квазигоссектора, точечной поддержки предприятий, госсубсидий, консалтинговых исследований и содержание госаппарата.
• Существенное увеличение расходов на образование.
Ниже приводится полный доклад в слайдах
Рахим Ошакбаев, независимый экономист, председатель попечительского совета центра прикладных исследований "ТАЛАП"