Около $6,3 млрд потратили частные инвесторы на модернизацию трех нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в Казахстане. LS предлагает подробнее ознакомиться с тем, как в стране совершенствовалось производство топлива.
Отметим, что на сегодняшний день суммарное производство высокооктановых бензинов составляет порядка 4 млн тонн в год, дизельного топлива – 4,5 млн тонн в год и авиакеросина – 700 тыс. тонн в год.
После полного завершения проектов модернизации НПЗ суммарное производство высокооктановых бензинов достигнет порядка 5,2 млн тонн в год, дизельного топлива – 5,2 млн тонн в год и авиакеросина – 830 тыс. тонн в год.
АНПЗ (1945 год)
Владелец нефтеперерабатывающего завода является "КазМунайГаз – переработка и маркетинг" (99,53%).
Согласно информации Минэнерго, больше всего было потрачено на ремонт Атырауского нефтеперерабатывающего завода (АНПЗ) – $3,6 млрд. Его модернизация была разделена на две части: комплекс по производству ароматических углеводородов ($1,3 млрд) и комплекс глубокой переработки нефти ($2,3 млрд).
С этого завода и началась серия модернизаций. В 2006 году велось обсуждение и проработка технико-экономического обоснования (ТЭО). В 2007 году был выбран вариант генплана размещения комплекса производства ароматических углеводородов. Тогда же и была согласована проектно-сметная документация. 29 октября 2009 года состоялось подписание договора между Атырауским НПЗ и китайской компанией Sinopec Engineering на строительство комплекса.
В целом на строительство завода были направлены средства АНПЗ, а также кредиты Банка развития Казахстана, Экспортно-импортного банка Китая, Японского банка международного сотрудничества и "КазМунайГаза – переработка и маркетинг".
Завершение модернизации запланировано до конца 2018 года. На данный момент завод находится на стадии пусконаладочных работ.
Между тем, как ранее сообщали в АНПЗ, экономический эффект от усовершествования производства составит 8,6 млрд тенге к 2020 году. Также, согласно проекту, после завершения и сдачи в эксплуатацию комплекса глубокой переработки нефти мощность переработки возрастет до 5,5 млн тонн, выход светлых нефтепродуктов – с 41% до 77%, производство высокооктанового бензина увеличится с 600 до 1,7 тыс. тонн, дизельного топлива – с 1,3 тыс. тонн до 1,6 тыс. тонн, авиакеросина ТС1 – с 22 тыс. тонн до 244 тыс. тонн, а также завод сможет производить продукты нефтехимии, такие как бензол и параксилол.
ШНПЗ, или "ПетроКазахстан Ойл Продактс" (1985 год)
Акционеры завода: "CNPC Эксплорэйшн энд Девелопмент Компани Лтд" (50%) и "Разведка Добыча "КазМунайГаз" (50%).
Шымкентский нефтеперерабатывающий завод оказался на втором месте по затратам на модернизацию. На его ремонт потрачено $1,85 млрд.
Реализация проекта была начата в 2011 году и завершена в конце сентября 2018 года. При этом изначально завод должен был быть отремонтирован еще в 2016 году.
Проект реализуется в два этапа. I этап – строительство новых и реконструкция существующих технологических установок и объектов ОЗХ для обеспечения выпуска моторных топлив экоклассов К-4, К-5, согласно требованиям Технического регламента Таможенного союза, уже реализован. II этап: строительство новых и реконструкция существующих технологических установок для восстановления проектной мощности и увеличения глубины переработки.
Ожидается, что после завершения второго этапа модернизации производство высокооктановых бензинов возрастет до 2 млн 270 тыс. тонн в год, дизельного топлива — до 1 млн 916 тыс. тонн в год, авиатоплива — до 400 тыс. тонн в год, а доля продукции завода на рынке РК увеличится до 35%.
ПНХЗ (1949 год)
Материнская компания: "КазМунайГаз – переработка и маркетинг".
Меньше всего было инвестировано в модернизацию Павлодарского нефтехимического завода – $895,5 млн.
В 2009 году на основании соглашения о сотрудничестве, подписанного НК "КазМунайГаз" с итальянской компанией Eni S.p.A, было разработано ТЭО. В 2014 году скорректированный документ разделил проект на три пусковых комплекса.
Генеральным проектировщиком стал Научно-исследовательский и проектный институт нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности "ВНИПИнефть" (Москва).
Завод так же, как и ШНПЗ, планировалось завершить еще в 2016 году. Однако сроки сдвинули до конца 2018 года.
После завершения модернизации планируется, что выпуск высокооктановых бензинов увеличится на 297 тыс. тонн, светлых нефтепродуктов – на 33 тыс. тонн в год, также будет обеспечено производство авиатоплива международного стандарта Jet A1.
Строительство четвертого НПЗ
В Казахстане также активно обсуждается вопрос строительства нового нефтеперерабатывающего завода.
Стоит отметить, что эта тема поднималась неоднократно. Причем в 90-х на новое производство в Актау было выделено $34 млн, но проект был заморожен из-за отсутствия средств. Позже несколько раз предлагалось разморозить строительство из-за близости к месторождению.
В 2010 году новый завод оценивался в $6 млрд, а модернизация трех действующих производств – в $3,5 млрд. В итоге планы по новому НПЗ были отложены на долгий срок.
В конце 2017 году, из-за бензинового дефицита в Казахстане вопрос строительства четвертого НПЗ снова был поднят. Причем в январе 2018 года министр энергетики Канат Бозумбаев сообщил, что Казахстану необходимо новое производство. Позже президент Нурсултан Назарбаев предложил правительству проработать вопрос строительства четвертого НПЗ с нефтегазовыми компаниями, такими как "Тенгизшевройл". До этого Назарбаев отмечал, что строительство может обойтись в $2 млрд, и добавил, что половину могут оплатить китайские инвесторы. Между тем мощность четвертого НПЗ может достигнуть 6 млн тонн. Объем переработки первой очереди составит 3 млн тонн. Он пояснил, что рабочая группа для разработки предварительного технико-экономического обоснования уже создана.
Между тем на расположение нового НПЗ претендуют три региона. Так, по мнению Минэнерго, производство будет построено на базе одного из предприятий Шымкента, Актау или Актобе.
Предварительное решение по финансированию и локации будет принято до конца 2018 года.