Близорукий подход: дорожные карты принимаются без видения долгосрочного развития отрасли

60% компаний обрабатывающей промышленности испытывают проблемы с получением займа 

4 марта 2020 года

Реализация дорожной карты развития легкой промышленности не решила существующие проблемы бизнеса, передает LS.

По словам спикера сената Дариги Назарбаевой, ровно год назад была принята дорожная карта по развитию легкой промышленности.

"И, как видно из отчета, практически все мероприятия выполнены. Однако этот документ не решает в комплексе проблемы, стоящие перед отраслью. Он скорее выполняет пожарную функцию. К тому же, погасив пожар в одном месте, он разжигает его в другом. Так, введение запрета на вывоз шкур крупного рогатого скота автомобильным транспортом из Казахстана сроком до пяти лет уже привело к разорению некоторых предпринимателей, которые занимались сбором шкур, и убыткам животноводов", – заявила она.

При этом требования к предприятиям, закупающим сырье, не были четко прописаны, отметила спикер. В итоге, воспользовавшись безвыходной ситуацией поставщиков, они снизили закупочную цену. 

"Наши встречи с представителями отрасли показывают, что проблем еще очень и очень много, и большинство из них носит стратегический характер. Получается, что мы вновь принимаем разного рода программы и дорожные карты, но никакого видения на долгосрочную перспективу развития отрасли не имеем", – резюмировала она.

Между тем сенатор Манап Кубенов привел цифры, согласно которым объем данного рынка составляет порядка 500 млрд тенге.

"Но, по самым даже скромным расчетам, теневая часть отрасли в два раза превышает емкость рынка и составляет свыше 1 трлн тенге. По официальной статистике, в стране производится одна мужская верхняя одежда в год на 40 человек, один свитер на 105 человек, остальную часть одевают за счет импорта. Поэтому самая большая проблема у производителя одежды – это необеспеченность отечественным сырьем даже по основным ее видам: по шерсти, по хлопку, по коже", – подчеркнул он.

Если сравнивать размер легкой промышленности с обрабатывающей, то объем производства составляет всего 1%, продолжил депутат. При этом доля объема легкой промышленности в ВВП – 0,1%.

Кубенов также отметил, что необходимо решить вопрос с доступом к финансам предприятий обрабатывающей промышленности.

"Проведенный опрос предпринимателей показал, что 60% компаний обрабатывающей промышленности испытывают проблемы с получением займа на оборотные средства. Зачастую это связано с недостаточностью залогов, высокой стоимостью кредитов и др. Несмотря на обилие различных программ поддержки и институтов развития, нет ни одной серьезной программы по развитию оборотного капитала, по учету специфики отрасли, именно специфики определенной сезонности", – отметил он.

Сенатор привел в пример Россию, где была реализована целая стратегия по развитию легкой промышленности на 10 лет, в рамках которой правительство разработало отдельные программы поддержки отрасли и финансовые меры. В их числе субсидирование процентных ставок банковских кредитов на пополнение оборотных средств; субсидии на покрытие процентов по кредитам на сезонную закупку сырья; займы на финансирование проектов, направленных на импортозамещение; внедрение новых технологий и так далее.

"Предприятия легкой промышленности России долго шли к этому, пока не включили в приоритетные направления Россельхозбанка кредитование легкой промышленности. В связи этим предлагаем расширить направления кредитования отрасли легкой промышленности и разработать отдельную программу кредитования отрасли", – заявил Кубенов.

Он считает, что необходимо принятие не частичных "кусочных" решений, а на уровне макрополитики с системными решениями на выходе, когда легкая промышленность признается системообразующей отраслью.

"Считаем необходимым законодательно определить принцип экстерриториальности в свободных экономических зонах для предприятий легкой промышленности, ориентированных на локализацию сырья и полуфабрикатов. То есть предлагается распространить для них действующие преимущества СЭЗ без привязки к территориям, многие производственные предприятия исторически находятся в разных точках страны и не все СЭЗы включают легкую промышленность в свой вид деятельности. Это, наверное, надо сделать, так как для привлечения инвестиций в легкую промышленность и строительство современных производств предлагаемая мера может стимулировать развитие конкурентоспособных производств", – предложил сенатор.

Кубенов считает, что нужно загружать предприятия с обратными требованиями, обязательствами по реинвестированию в дальнейшее развитие производства, выходу на потребительский рынок.

"Еще один серьезный вопрос: наши предприятия легкой промышленности, имеющие бренды и востребованную продукцию, вынуждены сами заниматься торговлей. Закон "О торговой деятельности" нацелен больше на регулирование в области продовольствия, и, думаю, он начал хорошо работать. Но учитывая, что проблемы взаимодействия с торговлей в основном сейчас касаются товаров потребления легкой промышленности, считаем необходимым в указанном законе решить вопросы регулирования в области легпрома. На сегодняшний день понятие "легкой промышленности" как таковое не регламентировано в законодательстве. Соответственно, и нет по этой отрасли официальной статистики", – пояснил Кубенов.

Поэтому предлагается выделить легкую промышленность в отдельный подвид обрабатывающей промышленности на законодательном уровне.

"Назрела необходимость рассмотрения вопроса о создании отдельного государственного органа, ответственного за развитие легкой промышленности. Пусть даже на уровне комитета, входящего в состав министерства. Отмечаем, что для отрасли легкой промышленности нужна концепция по ее развитию, которая будет направлена на изменение действующего законодательства по импортозамещению, на изменение и исполнение требований качества, где будут предусмотрены все инструменты для развития легкой промышленности страны", – подчеркнул Кубенов.

В свою очередь министр национальной экономики Руслан Даленов сообщил, что инвестиционно-налоговые преференции даются только тем компаниям, чьи проекты превышают 2 млн МРП (5,3 млрд тенге).

"Предлагается этот порог для легкой промышленности снизить в два раза – до 1 млн МРП (2,6 млрд тенге). Прорабатывается отдельно вопрос по кредитованию. Сегодня действуют ДКБ, "Экономика простых вещей", "Енбек". По поводу включения в СЭЗ действующих и новых текстильных предприятий. Мы этот вопрос проработали, поддерживаем, в законопроекте эта норма скоро будет присутствовать. Это позволит увеличить количество предприятий, которые воспользуются инвестиционными льготами: корпоративный налог, налог на имущество, земельный налог", – резюмировал он.

Ранее сообщалось, что казахстанский бизнес хотят поддержать новыми налоговыми льготами. Известно также, что в казахстанскую обрабатывающую промышленность было инвестировано более 3 трлн тенге.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.