2017 год оказался удачнее для ретейлеров, чем 2016. С начала года рост продаж составил, по оценкам экспертов, от 5 до 15%, передает LS.
По словам коммерческого директора группы компаний ARCADA Эльзы Розенталь, рост произошел не скачкообразный, а плавный.
"Фактически все сегменты показывают рост, особенно те, которые связаны с повседневным потреблением: супермаркеты, одежда, развлечения, общепит. Сегмент бытовой техники показывает меньший рост, однако пусть он и незначительный, но он присутствует", - пояснила Розенталь.
По словам собеседницы, данный тренд повлек рост изменения условий аренды.
"Коммерческие условия, конечно, меняются, потому что растут обороты арендаторов. В соответствии с оборотами арендаторов ставка аренды в успешных торговых центрах тоже растет. Если обороты арендаторов не увеличиваются, поменять коммерческие условия вряд ли возможно", - добавила она.
При этом процент заполняемости торговых площадей также вырос с начала года (на1-2%). Однако чаще всего это касается качественных, концептуальных торговых центров.
Кроме того, ожидается появление нескольких новых зарубежных брендов. По информации Розенталь, держатели крупных фрашниз уже ведут переговоры о выводе ряда новых для Казахстана марок и готовятся открывать новые магазины.
Также собеседница озвучила прогноз о развитии новых форматов на рынке торговой недвижимости.
"В данный момент на рынке востребованы не просто торговые центры, а так называемые lifestyle-центры. Все движется к развлечениям и образованию. Но здесь есть грань, полное отстранение от классического формата и фокусировка на lifestyle-центрах без магазинов, скорее всего, в условиях нашего рынка не приживется. Однако доля развлечений, общепита и образовательных учреждений на базе классических торговых центров увеличивается", - добавила она.
По словам Розенталь, в чистом виде данный формат вероятнее всего существовать в Казахстане не будет.
Также существуют сложности для развития форматов районных ТРЦ. Как рассказала спикер, рынок настолько неразвит, что в Казахстане выгодно строить только крупные торговые центры. В результате на данный момент районных ТРЦ в стране практически не существует.
"В крупных мегаполисах этот формат вполне востребован, когда в зоне пятиминутной транспортной доступности находятся десятки тысяч человек в день. Как правило, это торговые центры с площадью от 15 до 20 тыс. кв. м. Но у нас пока этого нет, ввиду недостаточной численности населения, малого количества сетевых форматов ретейла, способных генерить массовый трафик. И это должен быть ежедневный трафик. Но рано или поздно и этот формат разовьется в Казахстане. Так как это прекрасный формат для ежедневных покупок", - заключила собеседница.