Fitch присвоил Узбекистану суверенный рейтинг ВВ-

Прогноз "стабильный"

21 декабря 2018 года

Агентство Fitch Ratings впервые присвоило Узбекистану долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) в иностранной и национальной валютах, передает LS.

РДЭ страны оценили на уровне "BB-". Прогноз "стабильный". 

Согласно информации агентства, рейтинги Узбекистана сбалансированы надежным суверенным балансом, низким госдолгом и рекордными темпами роста по сравнению с аналогичными рейтингами на фоне высокой сырьевой зависимости, высокой инфляции и структурных слабостей с точки зрения низкого ВВП на душу населения и слабых институциональных и управленческих уровней относительно рейтинга стран с такими же показателями.

"Узбекистан приступил к реализации амбициозной и всеобъемлющей программы реформ, которая направлена ​​на улучшение макроэкономической стабильности и перспектив роста, а также на устранение институциональных и управленческих слабостей в экономике, контролируемой государством. Процесс происходит с позиции относительной силы, учитывая устойчивый суверенный баланс, стабильный финансовый сектор и низкую задолженность", – отметили в Fitch.

Аналитики агентства добавили, что внешний баланс является ключевым фактором рейтинга. Суверенные чистые иностранные активы прогнозируются на уровне 46% ВВП на конец 2018 года по сравнению с -23% и 0,7% для текущих медиан "B" и "BB" соответственно. Прогнозируемые валютные резервы на конец 2018 года составляют $26,9 млрд, что эквивалентно 14,8 месяцам текущего внешнего платежа (ТВП), почти в три раза превышающего текущую медиану "BB", и ожидается, что он останется высоким (12,5 месяцев на конец 2020 года). Коэффициент внешней ликвидности, прогнозируемый на уровне 625% в 2019 году, является самым высоким в категории "ВВ".

Фонд реконструкции и развития Узбекистана (ФРРУ), фонд благосостояния, поддерживает гибкость внешнего и фискального финансирования суверена, помимо поддержки стратегических инвестиционных проектов, финансирования государственных предприятий (ГП) и финансирования государственных банков. Суммарные активы ФРРУ в 2017 году составили $18 млрд, а значительная доля международных резервов (43% или $11,5 млрд) состоит из денежных средств ФРРУ; Доля Центробанка Узбекистана (ЦБУ) в международных резервах в основном состоит из золота (97%).

Fitch ожидает, что недавняя либерализация валютного рынка в сочетании с высоким внутренним спросом, инвестиционными проектами в государственном секторе с высокой импортной составляющей и, вероятно, более медленным спросом со стороны ключевых торговых партнеров приведет к дефициту текущего счета в 2,7% ВВП в 2018 году и в среднем 3,2% в 2019-2020 гг. после длительного периода профицита. Дефицит счета текущих операций будет финансироваться в основном за счет ПИИ, но между объявлением и осуществлением реформ и ростом иностранных инвестиций выше исторических уровней может существовать задержка. Узбекистан является солидным чистым внешним кредитором с 49% ВВП.

"Товарная зависимость высока, но в экспортной базе не доминирует один товар. Золото, природный газ, металлы и хлопок составляют 60% от общего объема экспорта. Внешние буферы сильны, но подвержены волатильности цен на сырьевые товары, поскольку 55% ​​международных резервов составляют запасы золота. Россия остается ключевым торговым партнером (особенно с точки зрения экспорта нерудных полезных ископаемых), источником 80% денежных переводов мигрантов и основным иностранным инвестором в стране", – заметили в Fitch.

Либерализация валютного рынка в сентябре 2017 года играет ключевую роль в снижении макроэкономических перекосов и улучшении условий для бизнеса и экономической политики. После снижения курса либерализации на 50% и некоторого давления на повышение курса в I половине 2018 года с июля сум упал на 6% по отношению к доллару США, что отражает более слабый рубль и быстрый спрос на импорт. Fitch ожидает, что власти будут поддерживать повышенную гибкость обменного курса, поддерживая способность экономики противостоять шокам и сдерживая нарастание внешних дисбалансов. Валютная интервенция центрального банка будет направлена ​​на сглаживание волатильности обменного курса и поглощение ликвидности в местной валюте, получаемой от покупок золота.

Денежно-кредитная политика в настоящее время направлена ​​на борьбу с устойчиво высокой инфляцией, но ее эффективность сдерживается все еще развивающимися каналами передачи. Fitch ожидает, что инфляция в среднем составит 17,9% в 2018 году и будет постепенно снижаться до 16,8% и 14% в 2019-2020 годах, что значительно выше прогнозируемого медианного показателя в 4% "BB" из-за продолжающегося процесса корректировок коммунальных и других регулируемых цен, заработной платы в государственном секторе, более слабого сума и давления спроса от быстрого (направленного) роста кредита.

Банковский сектор Узбекистана создает ограниченные краткосрочные риски для финансовой стабильности и суверенного баланса. В этом секторе преобладают государственные банки (83% активов), сконцентрированные и в значительной степени подверженные воздействию субъектов государственного сектора. Государственные органы, такие как ФРРУ, предоставляют банкам финансирование для направления кредитования ГП и стратегических проектов. Уровни капитализации являются адекватными, так как государство рекапитализировало государственные банки в 2017 году ($670 млн). Неработающие кредиты являются низкими по сравнению с региональными и рейтинговыми аналогами (1,33% в III квартале 2018), так как кредиты в иностранной валюте государственным предприятиям были реструктурированы в 2017 году после либерализации валютного курса. Быстрый рост кредитования экономики (45% год к году в октябре и в основном поддерживающий государственные инвестиции) создает умеренные макропруденциальные риски. Долларизация кредитов и депозитов высока, увеличиваясь в 2017 году из-за обесценения сума.

Узбекистан имеет опыт консервативного бюджетного планирования и исполнения, что привело к накоплению сбережений и низкой задолженности. Долг государственного сектора прогнозируется на уровне 20,9% ВВП в 2018 году по сравнению с текущим медианным значением "B" в 60% и медианным значением "BB" в 47%. Весь долг является внешним и включает 7% ВВП в государственных гарантиях. Fitch ожидает, что долг составит в среднем 19,5% ВВП в 2019-2020 гг.

Правительство является чистым кредитором в 17,2% ВВП за счет депозитов в 8% (включая $2,1 млрд, накопленных за счет предыдущих профицитов, из которых $850 млн находятся в иностранной валюте) в дополнение к денежным средствам, хранящимся в ФРРУ. Риски рефинансирования являются низкими, и в 2018-2019 годах в среднем амортизация составляет 1,2% ВВП. Структура долга является благоприятной с точки зрения сроков погашения и затрат (51% перед кредиторами международных финансовых институтов), но динамика долга сильно подвержена валютному риску, так как 100% выражено в иностранной валюте.

Fitch ожидает, что консолидированный бюджет (включая региональные правительства и внебюджетные фонды, такие как социальное обеспечение) останется профицитным в 2018-2019 годах. И достигнет сбалансированной позиции в 2020 году, отражая уверенный рост доходов в 2018 году, предусмотрительное исполнение расходов с учетом изменений в налоге режим и сильный рост доходов от НДС. Комплексный пакет налоговых реформ, который будет введен в 2019 году для снижения налогового бремени, увеличения формализации и повышения эффективности налоговой системы, может стоить 2 п.п. ВВП, но Fitch ожидает, что это будет частично компенсировано за счет выгод от формализации и повышения эффективности сбора налогов. 

Fitch прогнозирует, что внебюджетные расходы за счет инвестиций ФРРУ и целевого кредитования (главным образом, финансирования проектов жилищного строительства, стратегической инфраструктуры и индустриализации) приведут к увеличению дефицита в 2,6% ВВП в 2018 году и 2,9% в 2019-2020 годах. Эти прогнозируемые дефициты будут примерно соответствовать среднему прогнозу "BB" и будут финансироваться в основном за счет суверенных активов. Правительство не выпускало внутренний долг с 2012 года.

Fitch прогнозирует рост до 5% в 2018 году и незначительное замедление до 4,9% в 2019 году, а затем до 5,3% в 2020 году, опережая прогнозный рост для текущей медианы "BB". Рост будет зависеть от государственных инвестиций в стратегические проекты, расходы на жилье и инфраструктуру. Долгосрочный потенциал роста подкреплен благоприятной демографией и богатыми природными ресурсами. Прогноз ВВП на душу населения на уровне $1188 в 2018 году составляет менее одной пятой от медианы "BB", составляющей $6600.

Показатели управления, измеряемые Всемирным банком, значительно ниже медианы "BB" и "B". Однако после упорядоченной и мирной смены власти в 2016 году правительство президента Шавката Мирзиёева сосредоточилось на устранении институциональных недостатков с точки зрения верховенства закона, эффективности правительства, борьбы с коррупцией, сокращения присутствия государства в экономике и улучшения бизнес-среды. Правительство улучшило отношения с соседними странами, и Узбекистан взаимодействует с различными международными партнерами, включая многосторонние организации, для привлечения инвестиций, получения финансирования, открытия новых рынков и получения технической помощи.

По мнению Fitch, быстро меняющаяся, сложная и широкая программа реформ создает определенные проблемы в отношении координации и институционального потенциала государственного управления для эффективного планирования и осуществления мер политики при минимизации экономических перекосов. Несмотря на текущую твердую приверженность политического руководства программе реформ, Fitch считает, что отсрочка материализации своих выгод в плане более высоких темпов роста, увеличения частных инвестиций и создания рабочих мест в сочетании с более высокими, чем ожидалось, социальными издержками может вызвать усталость реформы, хотя это не повлияет на социальную стабильность.

Напомним, в октябре 2018 года агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочный РДЭ Казахстана на уровне "BBB", прогноз "стабильный".

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.