Продукты халал занимают около 40% казахстанского рынка

Объем продуктов с логотипом халал на казахстанском рынке составляет 35-40%

16 февраля 2016 года
    

Казахстанские производители масла, маргарина, кетчупа и майонеза стали чаще подавать заявки на получение сертификата халал. Об этом LS сообщил председатель Ассоциации "Халал-индустрии Казахстана" Марат Сарсенбаев.

Однако собеседник отметил, что точной информации о количестве халалных предприятий, представленных на рынке, нет.

"Конкретные цифры привести трудно. Но, по примерным расчетам, учитывая данные министерства сельского хозяйства и министерства по инвестициям и развитию, 60-65% казахстанских предприятий мясопереработки позиционируют свою продукцию как халал. Не все они, конечно, прошли у нас сертификацию, но они так себя позиционируют. В целом 35-40% основного рынка позиционирует себя как халал", - заявил Сарсенбаев.

По его словам, данная продукция уже заняла на рынке определенную экономическую нишу. При этом доля импорта невысока. Как утверждает Сарсенбаев, в основном в Казахстан завозят российское и украинское мясо птицы и продукты мясопереработки. Однако основную долю халал-курятины и колбас, представленных на прилавках страны, занимают отечественные производители.

Спрос на сертификаты халал, по словам главы ассоциации, в последнее время вырос. Особенно данная тенденция наблюдается в мясопереработке, молочной продукции, среди производителей хлебобулочных и кондитерских изделий. При этом, если раньше некоторые компании получали сертификаты, но логотипы не ставили, то в последнее время маркировка халал на продуктах появляется чаще.

"С нами стабильно работают свыше 600 компаний. Из них более 100 зарубежных. В частности, речь идет о производителях из России, Украины и Средней Азии. Был создан Евразийский союз стандартизации и сертификации халяль. У союза есть три штаб-квартиры: в Астане, Москве и Минске. Я являюсь представителем штаб-квартиры в Астане. Нами были введены международные стандарты халал-продукции на территории ЕАЭС", - заявил он.

Российские производители также стали внедрять стандарты халал. В частности, это касается мяса птицы. Если раньше забой птицы происходит механически, то в последнее время на фабрики стали практиковать ручной забой. В Казахстане на ручной забой перешли, по словам Сарсенбаева, уже порядка 98% птицефабрик.

Как утверждает глава ассоциации, спрос на халал растет в связи с тем, что покупатели стали обращать внимание на то, что они употребляют в пищу.

"Народ постепенно становится грамотным и начинает понимать, что собой представляет халал. Раньше халал представляли только правильным забоем, а теперь люди начинают понимать, что любой продукт имеет в составе пищевые добавки. А добавки делятся на халяльные, сомнительные и харамные. Люди начинают понимать, что представляет собой желатин, что представляет собой глицерин. Спрос на халал-продукцию становится выше, но и требования к этим товарам начинают расти", - заявил Сарсенбаев.

По его словам, больше всего люди обращают внимание на мясную продукцию: само мясо и продукты мясопереработки, такие как колбасы, сосиски, сардельки, мясо птицы, полуфабрикаты.

Как сообщил Сарсенбаев, производители масла, маргарина, кетчупа, майонеза также стараются получить сертификаты халал.

"В прошлом году из-за кризиса, девальвации среди производителей наблюдался спад активности. Но, после того, как Казахстан вступил в ВТО, многие компании стали выходить на экспорт. Речь идет не только о ближнем, но и о дальнем зарубежье. Только сегодня я встречался с руководителем компании, которая собирается экспортировать товар в Персидский залив, в страны арабского мира, Дальний Восток и страны Юго-Восточной Азии, а там особо требуют халал-продукцию", - заявил Сарсенбаев.

По его словам, ассоциация халал-индустрия Казахстана в выдаче сертификата применяет стандарты международного альянса единства халал (IHIA), которые являются мировым эталоном стандартов халал и адаптированы на все 4 мазхаба (школы шариатского права в исламе). Перед тем, как выдать сертификат, с персоналом заводов проводится разъяснительная работа по стандартам халал. Устанавливаются контрольно-критические точки, анализируется система менеджмента качества.

"У нас есть своя методика проверки. Специалисты все обучаются, а после выдачи сертификатов мы периодически посещаем заводы. При поддержке правительства мы приобрели новую ГМО-лабораторию, в которой проверяем продукцию. Мы проводим экспресс-тесты на свинину, экспресс-тесты на алкоголь. На некоторых заводах мы запустили онлайн-наблюдение", - добавил он.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.