Правительство в рамках приватизации продаст свои доли в таких нацкомпаниях, как "Эйр Астана", "КазМунайГаз", "Казахстан темир жолы", "Казатомпром" и другие. Известно, что часть активов будет реализована через IPO. Способ продажи других компаний пока не определен. Глава представительства Deutsche Bank в Казахстане Ульф Вокурка назвал LS наиболее интересные объекты для инвесторов.
– Господин Вокурка, насколько достижимы цели, поставленные правительством в данной программе?
– Вполне достижимые, хотя, конечно, и немного амбициозные. Если систематично работать, за пятилетний период вполне реально их достичь. Не все будет продаваться легко, спрос не будет одинаковым на все активы. В любом случае это будет интересное время и нам с вами не будет скучно.
Оптимизация и работа по продаже государственной доли в экономике должны быть проделаны усердно, чтобы в ограниченный период передать госсобственность в частные руки для получения внеплановых доходов. Это будет хорошо не только для приватизируемых активов, потому что в частной среде они будут более эффективно задействованы, но и благоприятно для госбюджета, так как поступят доходы в период, когда экспортная выручка ограничена. Казна пополнится не сразу, поскольку мало у кого накоплены большие денежные средства и мало кто готов и ждет, чтобы государство наконец-то продало тот или иной актив.
Насколько приватизация будет успешна, сегодня трудно судить. Я просто вижу, что правительство настроено решительно и принимает довольно хорошо организованные меры, чтобы этот процесс был продуманным, организованным и прозрачным. Правительство будет отчитываться не только перед главой государства, но и перед парламентом и общественностью. Скорее всего, на регулярной основе будут публиковаться отчеты, чтобы граждане были в курсе того, как идет процесс приватизации.
– Какие объекты будут интересными для инвесторов?
– Спрос будет на "Казавтодор", "СК-Фармация", международный центр пограничного сотрудничества "Хоргос", аэропорт Астаны – безусловно, будет спрос. "Парк ядерных технологий" – не знаю, опасное дело. Санаторий "Алматы", "Астана қонақ үйі", наверное, тоже будут востребованы. Но я думаю, это будет типа management buyout. Когда нынешние менеджеры получают кредит, чтобы в течение нескольких лет выкупить госдолю. Могут быть исключения, но, думаю, схема приватизации будет такова, что нынешняя управляющая команда соберет или коллегиальную, или индивидуальную инвесторганизацию и выкупит у государства долю.
Я предлагаю, чтобы нацхолдинг "Байтерек" предусмотрел создание инвестфонда, который бы выступал как промежуточный источник финансирования для таких управленческих команд, обеспечивая их кредитом или софинансированием уставного капитала. Те же самые сотрудники, менеджеры этих активов знают лучше, где резервы, где можно более эффективно вести дело. И они будут более результативны, когда станут хозяевами, а не наемными рабочими.
– А что скажете по объектам, выводимым на IPO? Как думаете, какой процент может быть предложен на первичное размещение?
– Я думаю, до 49% или даже до 50% минус одна акция. В принципе, можно и дальше пойти, но, на мой взгляд, нецелесообразно сразу продавать большинство акций. Думаю, на промежуточном этапе можно продать до 50% минус одну акцию. Потом менеджмент или переутверждается новыми акционерами, или нанимаются новые управленцы и компания переводится на более эффективное управление, особенно если говорить о "Қазақстан темiр жолы", которая первая в списке от госфонда "Самрук-Казына". Я не утверждаю, что у КТЖ плохой менеджмент, напротив. Но нацкомпания набрала слишком много заданий – она отвечает и за морской транспорт, и за железнодорожный, и за сухопутные перевозки. Это выходит за физические и умственные возможности самого гениального управляющего. И при всем уважении к нынешнему составу менеджмента в КТЖ, я думаю, там большой резерв кроется в специализации. Все-таки морской транспорт несколько отличается от, допустим, воздушных кораблей.
– Как насчет других активов?
– Приватизация НК "КазМунайГаз" (НК КМГ) – долгожданное событие. Но пока цена на нефть низкая, наверное, не самое удобное время это делать. Хотя IPO НК КМГ и стоит вторым по списку, вряд ли будет вторым на самом деле.
"Казатомпром" – без сомнений. "Самрук-Энерго" продает три своих электростанции. Здесь будет спрос со стороны крупных потребителей, потому что ГРЭС являются простыми и понятными активами.
На спрос дочерних организаций "Кентау-Самрука" - "Казцинк" и "Шалкияцинк" - тоже будет спрос, но я не уверен, что это будет обязательно в форме IPO, возможна и непубличная сделка. Это надо смотреть.
Интересными будут "Казпочта" и "Эйр Астана".
– Кстати, с продажей "Эйр Астаны" связано немало слухов. Буквально месяц назад муссировалась информация о продаже доли авиакомпании иностранному перевозчику Qatar Airlines. В связи с чем руководство "Эйр Астаны" даже обращалось к правительству с просьбой не лишать ее статуса национального перевозчика. Позже комитет гражданской авиации заявил, что авиакомпания не включена в перечень предприятий, предлагаемых к передаче в конкурентную среду. И вот теперь окончательно решено, что госдолю "Эйр Астаны" будут продавать. Как вы думаете, насколько целесообразно отдавать в частные руки национального перевозчика, особенно если долю может купить иностранный инвестор?
– Это стратегическое решение, хочет ли "Эйр Астана" оставаться национальным перевозчиком. С этим статусом связан ряд привилегий, особенно в рамках СНГ и КНР. Но, это необязательно исключает IPO. В частности, стратегическому инвестору BAE Systems Kazakhstan, имеющему 49% ("дочка" британской корпорации BAE Systems) и фокусирующемуся не на гражданской авиации, целесообразно уменьшить свою долю, что открывает возможность для проведения IPO.
– А разве суть приватизации не в том, чтобы продать долю госфонда "Самрук-Казына", а не второго стратегического инвестора, и уменьшить таким образом долю государства в компании?
– Если крупные инвесторы заинтересованы в максимальной миноритарной доле, то они могут полностью выкупить долю BAE Systems. Произошла бы замена одного стратегического инвестора на другого. Но здесь же написано IPO, а стратегический инвестор вряд ли будет покупать долю на бирже. IPO подразумевает возможность любого желающего купить акции компании. Если стратегический инвестор хочет обеспечить себе 49% доли компании в уставном капитале и 50% в менеджменте, то проведение IPO не может им этого обеспечить. Поэтому, я думаю, замена BAE Systems на Qatar Airlines или другого инвестора не самое актуальное предложение. Самое приемлемое – уменьшение доли BAE Systems на 10-15% и выставление их на KASE с тем, чтобы 8 млн работающих граждан Казахстана или Единый накопительный пенсионный фонд могли вкладывать средства в "Эйр Астану". Все будут знать, что это лучшая авиакомпания страны, которая признается четвертый год лучшей в Южной Азии, с проверенным менеджментом во главе с Питером Фостером, который, насколько я знаю, не собирается уходить. То есть можно рисковать и делать долгосрочные инвестиции.
– А если придет стратегический инвестор?
– Стратегический инвестор, который хочет себе обеспечить как минимум 50% влияния на менеджмент компании, рано или поздно поставит вопрос об отказе "Эйр Астаной" от своих привилегий национального перевозчика. Вопрос в том, готова ли компания принять такое решение. Словом, есть два наиболее вероятных варианта – уменьшить долю BAE Systems и вывести часть акций на IPO либо отказаться от привилегий национального перевозчика.
– Для "Казпочты" как национального почтового оператора вы тоже видите такие перспективы?
– "Казпочта" получает больше выгоды от своей госмонополии в видах почтовых услуг или от совмещения монополии с услугами из конкурентной среды. Они же получают регулярно субсидии из бюджета и продолжают быть национальным оператором. Тут схожая ситуация с "Эйр Астаной". На сегодня наиболее привлекательная часть услуг "Казпочты" – доставка посылок из интернет-ресурсов. Здесь они успешно сотрудничают с мировыми лидерами. Их главный плюс – они могут доставлять посылки до самых отдаленных аулов. И из этой квазимонопольной позиции их никто не вытесняет. Поэтому я считаю правильным определенную долю выставить на IPO, если это не подрывает их сильную капитализацию. "Казпочта" – устойчивый бизнес, мало кто серьезно угрожает компании в сельской местности. И она, безусловно, будет успешно развиваться.
– На продажу выставляется и новый авиаперевозчик Qazaq air. Как вы думаете, насколько целесообразно продавать недавно открывшуюся компанию?
– Qazaq air - 100%-ная дочерняя организация "Самрук-Казына". Ее не вредно выставлять на продажу, может быть найдется стратегический инвестор, заинтересованный в укреплении бизнес-концепции компании. Это не значит, что цели, поставленные перед Qazaq, могут быть переутверждены новыми инвесторами. И я знаю, что в его ценовом сегменте есть интерес как со стороны отечественных инвесторов, так и со стороны зарубежных. Может они перехватят это хорошее начало, заложенное "Самрук-Казыной", и могут даже выкупить 100%. Почему бы и нет? У компании нет таких условий, которые мы обговорили по "Эйр Астане". Она не национальный перевозчик, а один из игроков, ее парк самолетов маленький, но неплохой, и маршруты тоже неплохие. Так что вполне возможно это будет кто-то из состоявшихся инвесторов или кто-то новый.
– Можете ли вы назвать иностранных инвесторов, уже готовых принять участие в приватизации?
– Да, есть. Но сказать, кто это, я не могу.
– А Deutsche Bank не планирует стать инвестором?
– Да, такие планы есть. Не как инвестор, а как крупный международный инвестиционный банк, мы оказываем консультационные услуги как правительству, так и частным инвесторам.