В Ассоциации предприятий легкой промышленности заявили, что процедура размещения госзаказа оборонной промышленности непрозрачна и участие не является равным для всех участников рынка, передает LS.
По словам председателя ассоциации Любови Худовой, сегодня 80% предприятий легкой промышленности вынуждены заниматься пошивом спецодежды и спецобуви для силовых структур.
Госзакупки, по ее словам, являются отдушиной для данного сектора, позволяющей осуществлять основную деятельность.
"По инициативе ассоциации форменное обмундирование было включено в оборонный заказ. После этого была создана межведомственная комиссия, куда вошли все силовые структуры, был произведен осмотр предприятий легкой промышленности и создан список компаний, которые могут выполнять оборонный заказ. В него вошли 45 компаний. Они почувствовали, что есть объем заказа, который является стабильным, и он позволит дальше развиваться, закупать новое оборудование, двигаться на внутренний рынок. Но в 2016 году "Казахстан инжиниринг" заключил с консорциумом "Жасампаз" пятилетний договор на 45 млрд тенге, и весь оборонный госзаказ ушел в одни руки, пяти компаниям. Они объединились в консорциум. Мы считаем, что остальные предприятия также могли бы успешно участвовать в гособоронном заказе, как это происходило в 2015 году", - заявила Худова.
По словам юриста Аскара Мекебекова, в настоящее время процедура размещения госзаказа в законе четко прописана, однако установленные требования не выполняются.
"У исполнителя должно быть собственное производство для выполнения заказа. Имеющаяся производственная мощность должна соответствовать предоставляемому объему. Но с 2016 года эти правила игнорируются: "Казахстан инжиниринг" не является производителем, а консорциум "Жасампаз" не имеет соответствующих мощностей. По сути, обе компании выполняют функции распределения объема между реальными производителями. При этом сами фабрики не знают, по каким критериям определяется исполнитель, какие документы они должны предоставлять, какие права и обязанности у сторон", - заявил Мекебеков.
В свою очередь директор "АХБК-Каргалы" Фуркат Садыков рассказал, что Алматинская хлопчатобумажная фабрика, даже имея полноценное производство, не получает заказ от министерства оборонной и аэрокосмической промышленности.
"При планировании заказа мы были включены в план по выпуску ткани. Нам было поставлено условие, чтобы мы закупили сырье на собственные средства, чтобы включиться в объем производства позже. Но после заключения контракта с "Жасапмаз" про нас забыли. 40 млн заемных средств, которые мы вложили в закупку основного сырья и вспомогательных материалов, тянут нас на дно. Не имея полной загрузки, 60 человек могут остаться", - заявил Садыков.
Между тем, по словам Любови Худовой, легкая промышленность Казахстана в год производит продукции на 70-75 млрд тенге.
"Ежегодные 5-10 млрд тенге оборонного заказа являются существенными для отрасли. Данный стабильный объем позволяет им выполнять заказы, продвигать свою продукцию b2b, выходить на внешние рынки. Сегодня такой возможности у предприятий нет", - заявила она.
В КазССР легкая промышленность давала 15,8% ВВП страны, тогда как сейчас это 0,5%.
"Мы упали и выбраться из этой ситуации не можем. У нас созданы неравные экономические условия на внутреннем рынке. Для импортеров у нас двери все открыты, а производители сертифицируют производство и каждый вид продукции, внедряют новые технологии, для того чтобы быть конкурентоспособными. А импортеру ничего не надо – они платят условно, за вес, и завозят все что хотят, не декларируя. Это сбивает с ног отечественного производителя", - добавила она.
По словам Худовой, крупные импортеры одежды и текстиля – Кыргызстан, Узбекистан, Турция – активно поддерживают своих производителей, тогда как в Казахстане это не развито. В результате производителям приходится ориентироваться на государственные заказы.