Эксперты из подразделения Deloitte в Каспийском регионе проанализировали предлагаемые президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым изменения в налоговое законодательство и поделились с LS своим мнением о том, как эти нововведения можно реализовать в реалиях отечественного законодательства.
"В первую очередь, когда мы говорим о ставках налогообложения, необходимо понимать, говорим ли мы о плоской шкале налогообложения, когда она не зависит от суммы дохода человека, или о прогрессивной, когда применимая ставка зависит от размера получаемого дохода. При прогрессивной шкале люди, имеющие меньший достаток, могут платить налоги по базовой ставке, а люди с повышенным доходов – по повышенной. Причем повышенная ставка, как правило, применяется, только к доходу, превышающему установленный порог, то есть люди с большим доходом обложат часть своего дохода по базовой ставке, следующую часть по второй и так далее. В сравнении с международной практикой, в Казахстане относительно низкий уровень среднего дохода населения и, соответственно, низкий уровень налоговых поступлений по ИПН (около 9-10%) по сравнению со средним показателем ОЭСР (около 24%). Причиной этому являются два основных фактора. Во-первых, экономика, в большей степени, ориентирована на минеральные ресурсы, что приводит к значительным налоговым поступлениям от экспортно-ориентированных отраслей. И, во-вторых, это низкая налогооблагаемая база ИПН, причинами которой являются малочисленное занятое население (около 8,9 млн человек, согласно Комитету по статистике РК) и относительно невысокая средняя заработная плата (около 145,1 тыс. тенге/месяц, согласно Комитету по статистике РК). Поэтому, маловероятно, что увеличение ставки ИПН в Казахстане приведет к моментальному значительному росту налоговых поступлений", - заявил глава департамента налогообложения и права Deloitte Каспийском регионе Энтони Махон.
По мнению экспертов, правительству сейчас стоит сосредоточиться на создании необходимых условий для развития инвестиционного климата, причем как для внутренних, так и для иностранных инвестиций. Данная мера будет содействовать процветанию и формированию новых возможностей и условий для создания новой высокооплачиваемой работы в стране.
При этом любые изменения в налогово-бюджетной политике должны быть тщательно рассмотрены с целью устранения и ограничения любых регрессивных воздействий.
"Повышение единой ставки налога будет оказывать непропорциональное влияние на менее процветающий уровень располагаемого дохода. Это в свою очередь уменьшает количество потраченных денег в стране и особенно влияет на успех малого и среднего бизнеса. Люди всегда скептически относятся к каким-либо повышениям ставок налогообложения, даже если в результате этого эффективная ставка будет ниже. Можно даже оттолкнуть отсутствием прозрачной системы вычетов. Поэтому любые изменения должны вводиться постепенно и доноситься до всех в простой и понятной форме. Люди должны быть уверены, что они реально смогут воспользоваться выгодами новой системы (например, расширенный перечень значимых налоговых вычетов), если будут следовать определенным правилам. Отсутствие прозрачности или поспешность внедрения изменений может оттолкнуть людей и привести к уходу в тень, поэтому при внесении значимых изменений нужен подготовительный и разъяснительный этап для населения", - считает директор департамента налогообложения и права Deloitte в Каспийском регионе Елдос Сыздыков.
По словам экспертов, некоторые налоговые льготы, например, для физических лиц, могут не иметь смысла, если говорить о времени, которое необходимо затратить на их применение, против выгоды, которую можно получить.
"Вопрос по размеру ставок в данном случае особо важен. Так, если налог платится по маленькой ставке, то и льготы будут применяться неохотно – люди не будут сильно заинтересованы в этом, поскольку возврат маленькой суммы не будет эффективен. Более того, общее впечатление о налогах может быть, как о неизбежном удержании государством денег налогоплательщиков, где индивидуальная выгода совсем не видна. В то же время, когда человек платит налоги по большей ставке, он склонен внимательней относиться к вопросу налогообложения, чтобы понять на что идут его деньги и как найти варианты "сэкономить". Большая ставка должна сопровождаться большими возможностями по применению вычетов. Так у людей появляется выбор, как сделать свой вклад в общество – можно следовать предписанным правилам и приоритетному в данный момент направлению, снижая свои налоги, либо двигаться своей дорогой, которая не запрещена, но менее приоритетна для государства на данный момент, что будет означать большую налоговую нагрузку", - заявил Махон.
Данная система подразумевает фискальную политику, которая, наряду с монетарной, является инструментом регулирования экономики.
"Как правило, при перегреве экономики повышаются налоги, изымается фондирование, и, наоборот, в периоды кризиса осуществляется стимулирующая политика путем налоговых льгот, стимулов. Поэтому необходимо согласовывать льготы в целом с долгосрочной стратегией развития государства, и стимулировать те отрасли, развитие которых необходимо в долгосрочной перспективе. Налоговая политика также должна быть направлена на стимулирование социально ориентированного поведения населения. Такими примерами могут быть существенные, ощутимые льготы по налогообложению для супружеских пар в сравнении с индивидуальными налогоплательщиками, существенные вычеты на образование, детей. Так граждане будут материально заинтересованы в социально ориентированном поведении", - добавил Сыздыков.
Как отмечается, в рамках всеобщего декларирования расширяется перечень возможных налоговых вычетов. По мнению аналитиков, этот шаг может привести к тому, что повышение ставки налогообложения может быть компенсировано дополнительными возможностями людей по самостоятельному планированию налоговой нагрузки.
Кроме того, эксперты прокомментировали предложение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о том, чтобы подогнать отечественное налоговое законодательство к международным нормам.
Как отметили в Deloitte, система налогообложения в Казахстане достаточно несложная, однако ряд моментов следует доработать.
"Многие вопросы прописаны достаточно широко, поэтому практика их применения сильно разнится. Так, официальные разъяснения КГД, которые имели бы юридическую силу, в определенных случаях могли бы помочь налогоплательщикам уверенней принимать решения. Также огромное значение уделяется документальному обоснованию транзакций, вследствие чего администрирование бизнес операций является большой нагрузкой для налогоплательщиков. А многие налоговые льготы неэффективны, и поэтому рекомендуется сократить их количество, но увеличить значимость для налогоплательщиков", - заключил Махон.
При этом, по мнению экспертов, необходимо не просто подгонять казахстанское налогообложение к международным нормам, но и адаптировать с учетом специфики экономики Казахстана.