Какие риски несут страховому сектору новые посредники

Страховой рынок всеми силами пытается уйти от агентской зависимости

25 мая 2016 года
    

В Казахстане предлагают отменить ограничения на выплату комиссионных вознаграждений страховым агентам, заменив их более высоким взносом в систему гарантирования страховых выплат. 

В начале апреля 2016 года в результате введенных в действие законодательных поправок разрешено заключать договоры обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОС ГПО ВТС) в местах проведения их обязательного технического осмотра и в ЦОНах. Но с одной оговоркой. Продажи производятся "с организацией, осуществляющей финансовые услуги в указанных местах, представляющей агентские услуги страховых компаний". Иными словами, продавать автополисы в ЦОНах и на станциях техобслуживания страховые компании смогут через посредника, работающего на этой территории. По факту таковыми могут выступать банки второго уровня и Казпочта. Участники страхового рынка положительно отнеслись к новации: она позволит диверсифицировать каналы продаж.

"Безусловно, ЦОНы для страховщиков - привлекательный рынок, так как там ежедневно регистрируются десятки автомобилей, в том числе новые", – отмечает первый заместитель председателя правления страховой компании "Коммеск-Өмір" Владимир Акентьев.

По статистике, за январь-март этого года в Казахстане зарегистрировано 161 674 легковых автомобилей, или на 8,4% меньше за аналогичный период прошлого года (на 1 апреля 2016 года количество легковых автомобилей составило 5823,8 тыс. единиц). Тем не менее есть регионы, показавшие положительную динамику на фоне общего снижения: Жамбылская область (+34,8%), ЮКО (+31,2%), Алматинская область (+27,4%), Мангистауская и Кызылординская области (+16%).  И, следовательно, у страховщиков есть перспектива расширяться в регионах, в которых к тому же убыточность по ОС ГПО ВТС  отстает от столичных городов в силу меньшего количества ДТП и более низкой стоимости автомашин.

"Сложно сказать, воспользуются ли банковские страховые компании новыми возможностями. Пока объем этого рынка просчитать сложно, он только обозначился: потребителями выступают лица, оформляющие автомобиль в результате купли-продажи. В среднем по республике ежегодно переоформляется почти 300 тыс. автомобилей. Если ЦОНы убедят потребителей, не "привязанных" к конкретным страховым компаниям, что покупать страховые полисы в ЦОНах удобно, объем договоров страхования увеличится за счет клиентов, не связанных со сделками оформления транспортного средства", – комментирует ситуацию представитель другой страховой компании.

Страховщики уверяют, что продажа полисов ОС ГПО ВТС в ЦОНах через новых посредников особых рисков рынку не несет.

"Сотрудничество с ними будет осуществляться на основании договора поручения, как и с другими агентами - юридическими лицами", – полагает Владимир Акентьев.

Тем не менее эксперт не исключает, что поскольку договоры-поручения будут заключаться с юридическими лицами, возможен небольшой рост административных расходов, но все зависит "от стратегии компаний при работе с данными агентами".

Тем не менее законодательные изменения, увеличивающие число посредников в цепочке продаж автополисов, откорректируют страховые продажи. Главный вопрос, фигурирующий в повестке дня – качество продаж полисов ОС ГПО ВТС, которое с добавлением новых посредников может претерпеть существенные изменения.

Прежде всего, страховой рынок получит дополнительное звено финансовых посредников, что увеличит административные расходы, в то время как  страховой рынок всеми силами пытается уйти от агентской зависимости и повышенных расходов на содержание агентских сетей путем внедрения электронных полисов. Кроме  того, все представители финансовых организаций в ЦОНах и на станциях технического осмотра должны будут пройти обучение и сертификацию, как это предусмотрено законом. Как это будет реализовано на практике, на данный момент не обсуждается.

"Выход банков и Казпочты на рынок страхового посредничества от имени юридических лиц нейтрален для рынка. Другое дело, что на сегодняшний день, по информации страховщиков, агентские комиссии в некоторых регионах превышают законом ограниченный уровень в размере 10% для физических лиц и 15% для юридических лиц.  Излишки расходов страховщики переводят в другие статьи. Это искажает отчетность страховых организаций и не делает процесс выплат агентских вознаграждений по обязательным классам прозрачным", – подчеркивает председатель правления Фонда гарантирования страховых выплат (ФГСВ) Диляра Каракулова

Для избежания в будущем финансовых проблем нужен новый механизм, который давал бы компаниям конкурентные преимущества по работе с агентскими сетями, а рынку в целом и регулятору позволял бы адекватно и прозрачно оценивать расходы.

По мнению Каракуловой, возможно рассмотрение варианта с отменой существующих агентских ограничений и установления повышающего коэффициента взносов в ФГСВ, который обязывал бы компании, выплачивающие своим агентам высокую комиссию, увеличивать отчисления в ФГСВ. Статистика показывает, что убыточность по ОС ГПО ВТС по республике приближается к 60% с ежегодным ростом на 10%. Если агентская комиссия превышает 30-40%, страховщик подвергается серьезному риску неплатежеспособности в рамках класса обязательного автострахования.

"Сейчас рынок не владеет информацией, сколько же средств идет на оплату агентской комиссии. Внедрение нового механизма оценки рисков позволит эти расходы отследить. А также рублем наказывать компании, которые фактически за счет высоких агентских комиссий пытаются увеличить долю рынка и тем самым подвергают риску систему гарантирования. Поскольку риски страховщиков фонд косвенно принимает на себя в качестве гарантирующей организации по обязательным классам страхования, в том числе по ОС ГПО ВТС, то он заинтересован в уточнении рисков страховщиков, и это предложение уже обсуждается с рынком", - отмечает Диляра Каракулова.

В прошлом году Национальный банк утвердил новую методику оценки рисков страховых компаний на основании параметров, не затрагивая агентские комиссии. Хотя такой показатель, как комиссии, также заслуживает пристального внимания. Увеличение агентского вознаграждения – системные риски для страхования, так как платежеспособность компаний в рамках данного класса снижается.

Справка

Согласно статистике ФГСВ, средний размер страховой премии по ОС ГПО ВТС упал с 8622 тенге в 2005 году до 6014 тенге в 2015 году.  Тогда как средний размер выплат увеличился со 129 842 тенге до 312 950 тенге за аналогичный период благодаря эффекту девальвации.

Сбор премий по ОС ГПО ВТС за первые три месяца 2016 года вырос на 15,2% (до 11 млрд тенге), тогда как динамика за аналогичный период прошлого года была более впечатляющей - 31,4% (до 9,5 млрд тенге), особенно на фоне шоково-девальвационного 2014 года – рост 5,7% (до 7,2 млрд тенге).

Материал специально для LS подготовлен Татьяной Батищевой.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.