В Казахстане снижается покупательская способность. Об этом LS рассказала директор по работе с розничными сетями NielsenIQ Лейла Мусатаева.
Как она отметила, сокращение наблюдалось практически весь 2024 год. В аудируемых категориях NielsenIQ заметно падение продаж в натуральном выражении на 2% в прошлом году. А вот в деньгах, напротив, отмечается рост на 6%. Это связано с повышением цен на товары на 8%.
“Казахстанцы все еще находятся в режиме экономии, покупая товары по промо или в меньшем объеме. Также, согласно индексу потребительского оптимизма за I квартал 2025 года, мы видим, что больше всего покупателей беспокоит рост стоимости продуктов FMCG и уровень цен на товары и услуги”, – отметила Л. Мусатаева.
Кроме того, из исследования NielsenIQ видно, что 62% респондентов считают, что Казахстан находится в экономическом кризисе.
С начала этого года 72% опрошенных предпринимают действия по сокращению повседневных расходов (в IV квартале 2024 года – 65%). Больше всего жители Казахстана экономят на одежде (64%), питании вне дома и развлечениях (по 58%), еде навынос (51%). 41% переходит на более дешевые марки FMCG, а по продажам данной продукции заметно снижение потребления практически во всех категориях.
Также NielsenIQ подготовил для LS данные об основных сферах расходов за рамками базовых потребностей. В январе-марте этого года в топ-3 дополнительных трат вошли выплаты по долгам и кредитам (30%), благоустройство и ремонт жилья (28%), отпуск (22%).
Между тем из аналитического материала Halyk Finance видно, что на фоне роста госфинансирования инфраструктурных проектов в I квартале 2025 года сектор внутренней оптовой торговли показал динамичный рост. Доминируют непродовольственные товары и продукция производственного назначения.
А вот по розничной торговле заметен спад темпов роста на фоне сокращения потребительского спроса, обусловленного снижением реальных доходов населения.
Напомним, ранее LS писал о том, что бедные слои населения Казахстана стали есть больше хлеба и круп.