Подорожают ли авто из-за повышения НДС

сегодня

Повышение НДС окажет влияние на авторынок, но его эффект будет разным в зависимости от сегмента. Такое мнение в беседе с LS выразил со-генеральный директор и основатель Jet Finance Азамат Сейтбеков. 

"В случае новых автомобилей у официальных дилеров можно ожидать роста цен примерно на 4%, поскольку именно они облагаются налогом в полном объеме. Однако стоит учитывать, что в Казахстане значительную долю составляет вторичный рынок и импорт машин физлицами, где НДС не применяется. Поэтому говорить о резком и повсеместном подорожании не приходится: официальный сегмент станет дороже, но наличие альтернативных каналов поставок будет сдерживать общий рост цен на рынке", – считает спикер. 

При этом он добавил, что предстоящее повышение НДС не скажется на стоимости автокредитов. 

"Финансовые услуги не облагаются этим налогом, поэтому сами займы не подорожают. Ожидаемый рост в автокредитовании в пределах 10-20% объясняется другими факторами. Во-первых, продолжают действовать государственные субсидированные программы автокредитования, которые стимулируют спрос на новые машины. Во-вторых, дилеры вместе с банками и МФО активно запускают партнерские продукты с упрощенными условиями и быстрым одобрением, что делает кредит доступнее. В-третьих, на фоне роста цен на автомобили доля покупок в кредит закономерно увеличивается: по данным рынка, средний чек автокредита уже превысил 8-9 млн тенге, и этот тренд сохраняется", – отметил он.

Все это в совокупности позволяет прогнозировать рост автокредитного портфеля именно в диапазоне 10-20% ежегодно. 

Рынок автокредитования и микрофинансирования в Казахстане сегодня становится все более прозрачным и цивилизованным, отмечает А. Сейтбеков. Однако высокая базовая ставка фондирования при действующем лимите на ГЭСВ заметно снижает маржинальность.

"Значительная часть дохода уходит на привлечение капитала, операционные расходы и покрытие кредитных рисков. Поэтому логичным шагом могло бы стать не смягчение требований, а более гибкая настройка лимита ГЭСВ – например, его привязка к базовой ставке, что позволило бы одновременно сохранить защиту потребителей и повысить устойчивость финансовых организаций", – резюмировал cобеседник LS.

По данным АФК, в I полугодии 2025 года рынок автокредитования нарастил долю в совокупном портфеле БВУ до 15,4%. В этот же период банки выдали автокредиты на 1,2 трлн тенге (+53% г/г).

Средняя сумма кредита выросла с 6,3 млн до 6,7 млн тенге на фоне роста цен на автомобили в стране (+11,1% г/г). Одновременно доля автомобилей, купленных в кредит, поднялась с 36% до 59%. 

Наибольшая доля автокредитов приходится на диапазон 5-20 млн тенге.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Последние новости:
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.