Почему в Казахстан не придут иностранные инвесторы

22 июля 2014 года
В июне 2014 года были приняты колоссальные меры поддержки инвестиций. Предполагается, что будут предоставлены налоговые льготы, возврат вложенных инвестиций и т п. Есть несколько причин, почему будет сложно привлечь большие иностранные инвестиции в экономику. Расскажу на собственных наблюдениях и опыте, не буду вдаваться в объективные причины, которые лежат на поверхности, типа политической неопределенности, коррупции, слабой судебной системе и тому подобное. 1. Бежим впереди паровоза: Дабы исполнить поручение президента, наши министерства и парламентарии принимают законы, которые не содержат подзаконных актов, что делает данные законы простой бумажкой, не имеющей реальной силой. Так было с законом о недрах и недропользовании, сейчас то же самое с законом об инвестициях. Сейчас начинаем проект, который вроде как подпадает под все критерии, которые обозначил президент. Позвонил в комитет по инвестициям МИНТ, чтобы дали разъяснения. Ответ был прост - читайте закон, но сказали, не советуют сейчас подавать заявку на заключение инвестиционного соглашения, потому как еще нет подзаконных актов, и все эти льготы пока что не работают. Ладно, мы понимающий народ, и будем ждать, для иностранного инвестора это будет шок, как так, есть как бы закон, и как бы его нет. Может, поможет нам в понимании такого Асет Исекешев (главаМИНТ – прим LS)? 2. Репутация объективности наших специалистов министерств и ведомств. Есть у нас большие иностранные партнеры, писать о том, кто они, не буду, скажу, что они очень большие. В 2012 году закрывали с ними сделку и в этом же году согласовывали с Министерством нефти и газа (МНГ) все проекты поисковых работ и рабочую программу. Учитывая нашу бюрократию в МНГ, сделку закрыли ровно через 9 месяцев (это очень быстро для МНГ) и столько же заняло время согласование проектов и рабочих программ. Естественно, кто знает, без проекта мы не могли начать работать и ничего не инвестировали в проект. Ноль тенге. Соответственно, местное содержание равна нулю (ноль на ноль равно ноль). Казконтрактное агенство выставляет штраф за нарушение условий контракта, по которому мы не исполнили казахстанское содержание. Наши иностранцы писали, ходили, и что тока не делали, чтобы объяснить, что не могли мы сделать казахстанское содержание, потому что ваша бюрократия не дала нам возможности. Казконтрактное агентство ссылается на то, что их это мало волнует, и они автономны. МНГ, отсылает к Казконтрактному, и говорит - это не наша зона, вопрос к Казконтрактному. Все это затянулось уже на 1,5 года, и вот, когда пришло время на продление, нам заявили - контракт не может быть продлен, пока вы не заплатите штраф, не хотите платить – идите, судитесь, выиграете - продлим. Суд занимает минимум год два, а работа останавливаться не может на месторождении. Наши партнеры просто в шоке. Естественно, никто не пойдет в Казахстан, даже если им 50% инвестиций возвращать. 3. Общался в Швейцарии с местными специалистами. Спросил, что вы знаете о Казахстане. Сначала он мне задал вопрос: ты знаешь, кто является президентом Швейцарии? Я ответил, что не знаю. Он говорит, и я не знаю. После этого выделил, во-первых как риск - политическая неопределенность, второе, говорит, что в Казахстане очень высокий уровень коррупции, и даже сказал, где-то 140 место в рейтинге, хуже только в Украине. Объясняется это очень просто - нет у нас системной борьбы с коррупцией. Когда, одних сажают на 10-15 лет, а других за такие же преступления дают условный срок и выпускают на волю. Все это проблемы не только системы борьбы с коррупцией, внутренним сознанием населения, культурой, но и с судебной системой, которая сама коррумпирована на столько, что ей не доверяют даже местные предприниматели. У нас в судах, как на базаре, кто больше дал, тот и победил. 4. Далее разговорился с иностранцем, он говорит, у нас в государственные органы идут только люди, которые никуда не смогли устроиться, быть госслужащим не престижно и не выгодно, все хотят работать в частном секторе. В Казахстане же, все рвутся в государственные органы и власть, ибо у всех это связано с достатком и возможностями, хотя ЗП не превышает и $3 тыс. в месяц и пока так будет, вряд ли мы победим коррупцию. Думаю, у каждого из нас имеются такие примеры, и пока о нас будут думать как о "папуасах" никто там просто так не придет, только если государство гарантирует возврат 100% инвестиций, или возврат будет гарантирован в течение двух-трех лет. Галим Хусаинов, председатель правления BRB INVEST 
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.