Для бизнеса важна стабильность законодательства - эксперт

Казахстанские законотворцы увлеклись внесением изменений в Налоговый кодекс 

16 августа 2017 года

В 2018 году планируется введение нового Налогового кодекса. Каким образом и как часто нужно менять закон?

В последние годы налогоплательщики все чаще поднимают вопрос о чрезмерной сложности нашего налогового законодательства и необходимости оптимизации фискального администрирования. Об этом говорил и президент страны Нурсултан Назарбаев в начале этого года в ходе расширенного заседания правительства, где требовал упростить законодательство. С ним был согласен и министр финансов Бахыт Султанов. В рамках реализации этой задачи сейчас идет активное обсуждение введения нового кодекса со следующего года.

В случае введения очередного документа это будет уже четвертый, по сути, налоговый кодекс в Казахстане. Первый фискальный свод законов был принят в 1995 году, следом был введен вариант 2001 года, а в 2009 году он был заменен новым проектом, который действует и по сей день.

Стоит отметить, что в начале двухтысячных годов были случаи, когда некоторые зарубежные эксперты ставили в пример наш налоговый кодекс, указывая, что в Казахстане налоговый кодекс доступен и понятен, критикуя при этом сложность своих кодексов. Но сейчас, видимо, мы это преимущество уже исчерпали и сами столкнулись с проблемой сложности нашего налогового законодательства. И это несмотря на многочисленные изменения и обновления за прошедший период. Так что же пошло не так?

Во-первых, проблема может быть в том, что мы увлеклись и слишком часто вносим изменения в документ. Например, если у предыдущего налогового кодекса насчитывалось около 30 редакций, то у действующего налогового кодекса насчитывается уже более 100 редакций (см. рисунок А). При этом это не единичные поправки, а совокупность нескольких поправок (иногда в одну редакцию могут входить десятки изменений в различные статьи). Такое изобилие изменений может запутать и опытного налогового специалиста, не говоря уже о других. Кроме этих редакций, была еще и замена всего кодекса, что означает совершено новую нумерацию статей, и если к статьям давались и копились пояснения, то они тоже формально обнуляются во время введения нового кодекса. 

Конечно, законодательство не может быть постоянным, должно меняться и отвечать новым требованиям времени. Но, с другой стороны, стабильность закона - это тоже ключевой момент, которым нельзя пренебрегать. 

Порой для бизнеса важна не только эффективность, но и стабильность законодательства; ведь при стабильности можно приспособиться к закону и успешно работать с ним, если не ожидать резких изменений в дальнейшем. 

И все-таки, как часто нужно менять закон? Волшебной формулы и сроков в этом вопросе, конечно, нет, но однозначно должны быть обозначены рамки и регламент, которые были бы закреплены законом и не позволяли бы нарушать принципы минимальных требований к стабильности законодательства. 

nalogi

Во-вторых, для улучшения налоговой системы требуется не только ограничить частоту изменений, но и улучшить существующую площадку для обсуждения поправок, сделать ее более доступной и массовой.  

На сегодняшний день схема принятия изменений в налоговое законодательство выглядит следующим образом: налогоплательщики и бизнес вносят свои предложения в основном через общественные организации и палаты, которые представляют эти предложения вниманию налоговых органов (комитету госдоходов, министерству финансов или рабочей группе, состоящей из этих ведомств). Последние, в свою очередь, принимают в законопроект поправки, которые считают возможными,  отклоняют те, которые считают невозможными принять, и далее представляют законопроект в парламент для утверждения изменений. Данную схему можно графически изобразить в виде рисунка В.  

Но при такой схеме предложений, судя по всему, поступает недостаточно, т.к. налоговые органы в последнее время все чаще призывают налогоплательщиков быть более активными в обсуждении изменений. Следует отметить, что, стремясь выполнить поручение главы государства по оптимизации кодекса, министерство финансов и налоговые органы сейчас как никогда открыты для изменений и заинтересованы в улучшении и расширении площадки обсуждений, как и сами налогоплательщики.  

nalogi

Существует и другая проблема - это так называемая проблема принципала-агента (англ. principal-agent problem), которая описывается в учебниках по экономике (автор теории - профессор Гарвардского университета Майкл Дженсен). Это когда агент (в нашем случае – министерство финансов), владея большей информацией и функциями, может не всегда действовать в интересах принципала (налогоплательщиков). По понятным причинам, невозможно внести все предложения в законопроект и обсуждать их в парламенте. Поэтому представители налоговых органов и министерства финансов в составе рабочих групп сортируют и отклоняют часть из них, выполняя функцию "фильтра". Но именно в такой ситуации как раз может возникнуть проблема "агента". В частности, представители министерства финансов и налоговые органы, как ответственные по исполнению налогового законодательства, могут "фильтровать" поступающие предложения не только в интересах налогоплательщиков и государства, но и в интересах себя в части "исполнения" (т.е. иногда легче отклонить, если исполнение его потребует больших усилий от налоговых органов).

Очевидно, что существующая схема внесения поправок требует доработки. Как альтернативу существующей схеме внесения изменений в налоговое законодательство можно предложить схему с использованием независимой комиссии для голосования и Общественного интернет-портала (этот сайт не должен быть в структуре министерства финансов, поэтому назовем его условно salyk.akorda.kz, см. рисунок С). Этот портал мог бы быть закреплен на законодательном уровне, т.е. о нем и его сроках говорилось бы в самом налоговом кодексе.

nalogi

К примеру, несколько месяцев в году этот портал будет открыт для публикации новых предложений и идей со стороны налогоплательщиков, общественных организаций и налоговых органов. Министерство финансов / налоговые органы также должны будут публиковать свою позицию по каждому новому предложению в портале в течение определенного периода. Это создаст открытую платформу для обсуждения, расширит и упростит процедуру сбора идей и предложений.

Далее все предложения и комментарии портала могут быть представлены на суд независимой комиссии. В составе этой комиссии не должны быть представители налоговых органов и, в целом, министерства финансов.

В состав такой комиссии могут входить 35 членов (17 представителей из всех министерств, кроме министерства финансов, и 18 депутатов, которые имеют финансовый опыт) и плюс секретари комиссии, которые будут выполнять исключительно административные функции и могут быть, например, представителями администрации президента. То есть будет создан некий "суд присяжных", перед которыми должны будут дискутировать и доказывать целесообразность той или иной идеи налогоплательщики и общественные организации (с одной стороны) и Минфин / налоговые органы (с другой стороны). После обсуждения каждого пункта будет проводиться голосование комиссии. Соответственно, "фильтром" в этом случае будет выступать уже не министерство финансов, а независимая комиссия.

Законодательно можно закрепить два заседания такой комиссии в год: на первой будет проходить голосование по общей концепции тех или иных предложений, а на втором уже утверждаться текст редакции изменений, по ранее одобренным идеям. После этого секретарь комиссии внесет законопроект на обсуждение в парламент. У министерства финансов может быть право внесения протеста в ходе обсуждения законопроекта в парламенте.

Это для тех случаев, когда министерство финансов было изначально против той или иной поправки, но оно было одобрено комиссией. Такое право позволило бы привлечь дополнительное внимание депутатов к таким поправкам при обсуждении законопроекта в парламенте.

Если все сроки заседаний независимой комиссии и общественного портала будут закреплены в законе, то со временем это уже станет общеизвестной стандартной схемой внесения изменений и исключит хаотичность поправок "круглый год". В обход комиссии смогут вносить только исключительные поправки (например, связанные с обязательствами в международных договорах, которые не могут ждать внутренних процедур).

В любом случае, схема с независимой комиссией и общественным порталом могла бы упорядочить процедуру внесения изменений, сократить их чрезмерное количество, и могла бы привлечь более широкую аудиторию к этой проблеме, чем сейчас. Будем надеяться, что с учетом минусов действующей схемы будут приняты альтернативные, более эффективные схемы внесения изменений в налоговое законодательство.

Нуржан Кожахметов, менеджер департамента налогов и права  "Делойт ТСФ", член Палаты налоговых консультантов.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Последние новости:
На чем зарабатывают казахстанские банки и почему они прибыльнее развитых стран
вчера
Жители Казахстана тратят на еду большую часть зарплаты, чем в Беларуси, России и Китае. Инфографика
вчера
Минздрав пересмотрит лицензирование стоматологов после скандала с пенсионными деньгами
вчера
Қазақстан ЕО санкциялар жөнінде ескерту алмады
вчера
Дьявол кроется в деталях: названы главные страхи инвесторов горнорудной отрасли
вчера
Бюрократия дороже урожая: Казахстан теряет овощные рынки соседей
вчера
Казахстан не получал уведомлений от ЕС о введении вторичных санкций
вчера
Нацбанк выполняет свою роль, но инфляция остается высокой из-за действий правительства – мнение
вчера
НПЗ Казахстана обяжут производить больше востребованных ГСМ
вчера
Банктер шоттар жайлы мәліметті салықшыларға тапсырады
16 сентября 2025 года
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.