Дефицит электроэнергии может возникнуть в Казахстане несмотря на меры правительства по вводу новых мощностей. Такое мнение LS озвучил эксперт Жакып Хайрушев.
В беседе с LS он прокомментировал поручение президента Касым-Жомарта Токаева своевременно реализовать проекты по укреплению и усилению Единой энергосистемы (ЕЭС).
Автор Telegram-канала Haırýshev energy отметил, что в Казахстане развернулись плановые ремонтные кампании. От их проведения в значительной мере зависит возможная нехватка света в текущем году.
"Но дефицит может появиться и после ремонтов, так как потребление растет, а резерва мощности в ЕЭС Казахстана недостаточно. Те 347 МВт, которые будут введены, это в основном объекты ВИЭ, которые по своей сути нестабильны и существенно влиять на дефицит они не смогут. Впрочем, работа энергосистемы страны достаточно стабильна для обеспечения населения в осенне-зимний период текущего года", – пояснил Хайрушев.
Ранее Токаев отмечал, что ввод 347 МВт – это только 31% от планировавшихся объемов, что в условиях энергодефицита неприемлемо. По этому поводу собеседник LS уточнил, что, согласно планам, в текущем году должны были появиться 1,1 ГВт новых или дополнительных мощностей на: Астана ТЭЦ-2 (120 МВт), Актобе ТЭЦ (57 МВт), Sagat Energy в Атырау (30 МВт), ТЭЦ ССГПО (45 МВт), Уральской ТЭЦ (12 МВт), Атырауской ТЭЦ (125 МВт), ВЭС Жанатас (40 МВт), ВЭС (369 МВт), СЭС (203 МВт), малых ГЭС (138 МВт), биогазой станции (5 МВт), ВЭС в северной зоне (50 МВт).
Хайрушев отметил, что помимо проблемы энергодефицита нужно решать вопросы тарифообразования и износа.
"В качестве первоочередных мер необходимо увеличить предельный тариф на услугу по поддержанию готовности электрической мощности с нынешних 590 тыс. тенге за 1 МВт до 900 тыс. – 1 млн тенге. Это позволит привлечь инвестиции на рынке мощности свыше 100 млрд тенге", – посчитал эксперт.
По его словам, за счет этого в энергетику удастся привлечь инвесторов. Хайрушев объяснил, что электроэнергия сегодня является социальной услугой, из-за этого тарифообразование по всей цепочке регулируется. Из-за этого ограничивается развитие отрасли. По этим причинам эксперт поддерживает постепенную отмену дифференциации цен на свет для физических и юридических лиц с механизмом компенсации части затрат на оплату услуг для социально уязвимых слоев населения.
"Острая проблема существует и в рамках исполнения требований Экологического кодекса. Согласно нему, энергопроизводящим организациям (ЭПО), входящим в I категорию, необходимо внедрять НДТ (наилучшие доступные технологии – прим. LS) и автоматизированные системы мониторинга в рамках получения комплексных экологических разрешений. В противном случае, с 2025 года для данных ЭПО кратно увеличиваются экологические платежи. НДТ – это дорогостоящие технологии. Для примера только по компаниям, входящих в "Самрук-Энерго" (Экибастузская ГРЭС-1, Станция Экибастузская ГРЭС-2, Алматинские электрические станции) составит порядка 300 млрд тенге. При этом действующим законодательством не предусмотрен механизм возврата данных инвестиций", – посетовал Хайрушев.
Он пояснил, что возврат инвестиций на внедрение НДТ возможен через предельный или индивидуальный тариф на мощность.
Помимо этого, эксперт затронул проблему дефицита углеродных квот. Закупка дополнительных квот для обеспечения электроэнергией потребителей, по словам Хайрушева, приведет к значительным затратам, что делает полностью нерентабельной производственную деятельность ЭПО. Рост ставки на единицу квот может привести к экономической нецелесообразности выработки электроэнергии.
Помимо этого, Хайрушев напомнил, что высокие темпы ввода объектов ВИЭ требуют все больше маневренных мощностей. Поэтому развитие данного направления должно быть поддержано укреплением со стороны крупных гидроэлектростанций (ГЭС) с возможностью маневрирования. Однако действующий механизм поддержки строительства проектов ГЭС и тарифы для них не позволяют окупать проекты, а также снижают инвестиционную привлекательность отрасли.
"Учитывая, что строительство ГЭС могут отличаться друг от друга технологическими и техническими решениями в зависимости от природных условий, капиталоемкость данных проектов может варьироваться значительно. Соответственно от устанавливаемых тарифов на вырабатываемую электроэнергию зависит период возврата инвестиций. Поэтому необходимо предусмотреть индивидуальный подход к отбору проектов, в том числе посредством механизма фиксированных тарифов, который ранее уже применялся в отношении проектов ВИЭ", – посоветовал Хайрушев.
В целом, по словам эксперта, представителям электроэнергии нужны не дотации, а понятные и справедливые рыночные правила, которые позволяют за счет тарифа покрывать затраты. У инвесторов же должна появиться возможность возвращать расходы за приемлемый срок.