Профучастники поделились с LS своим мнением о том, как сбои в Единой страховой базе данных отразились на продажах онлайн-полисов.
С момента запуска системы (с 1 января 2019 года) произошло уже три сбоя.
Председатель правления страховой компании "Коммеск-Өмір" Олег Ханин отметил, что технические причины серьезно повлияли на продажи по всему рынку.
"За пять месяцев текущего года специалисты нашей компании по обязательному страхованию автовладельцев реализовали около 400 электронных полисов в месяц. С начала года около 2 тыс. С периода сбоя – всего пять полисов", – уточнил он.
Ханин не исключает, что до конца 2019 года доля онлайн-страхования в общем портфеле может достичь 3-5%, а в 2020 году – не более 10%.
По его словам, основной проблемой, с которой до сих пор сталкивается страховой рынок, являются интеграционные сбои с государственными базами данных, а также отсутствие информации по некоторым страхователям.
Заместитель председателя правления страховой компании Amanat Алексей Мохнаткин напомнил, что оператором данной Единой базы является Государственное кредитное бюро.
"В ГКБ сообщили, что проблема связана с работой баз физлиц и юрлиц – уменьшена пропускная способность канала, посредством которого были связаны все госбазы. По этой причине время отклика увеличилось до двух минут. Это очень долго. Вместе с тем с 28 мая мы наблюдаем сбои при работе единой базы, которые продолжаются до сих пор и приводят к значительному затруднению продаж", – отметил он.
По словам Мохнаткина, реализация электронных полисов по обязательному автострахованию упала практически до нуля не только у отдельно взятых компаний, но и в целом по страховому рынку.
"С 1 февраля по 28 мая через сайты страховых компаний было продано около 7,8 тыс. полисов, а с 29 мая по 25 июня – 259 полисов. Это статистика по рынку. Нашей компанией с 1 января по 28 мая реализован 1021 полис онлайн. Однако с 29 мая по 25 июня было продано всего три", – привел он такие данные.
Мохнаткин отметил, что при покупке полиса через интернет клиент получает скидку до 10%. Но при сбоях системы такой вид продажи не действует и автовладелец приобретает документ за полную стоимость, что является еще одной проблемой.
"До сбоев прирост онлайн-продаж в нашей компании доходил почти до 90%. Если ситуация в ближайшее время решится, то доля данного сегмента по итогам года может достигнуть 1%, а в следующем году – 5%. Однако если сбои будут наблюдаться и в дальнейшем, то пропадет доверие к этому рынку и результаты по продажам значительно снизятся", – считает он.
В Nomad Insurance в свою очередь подчеркнули, что количество выписанных полисов, полностью оформленных онлайн, упало в среднем в пять - семь раз.
"С начала года нашей компанией было продано 265 полисов. С момента последнего сбоя по сегодняшний день - 15 полисов. Мы ожидаем, что доля электронной продажи до конца текущего года составит не более 1,5-2% и не более 5% в 2020 году, основываясь на примере внедрения онлайн-страхования в России", – отметили в Nomad Insurance.
В компании считают, что для популяризации e-commerce необходим комплекс мер. В частности, готовность патрульной полиции не требовать подтверждения о наличии страховки и бесперебойная работа систем, обеспечивающих выписку онлайн-полисов.
Между тем начальник управления информационных технологий "Казахмыса" Максим Гиззатуллин подчеркнул: так как доля онлайн-продаж в страховом портфеле незначительна, то существенного сокращения в период сбоев отмечено не было.
"Клиенты по-прежнему продолжают обращаться в офисы для оформления страховых полисов. Услуга онлайн-страхования является весьма перспективной, однако ее развитию мешают "детские болезни", связанные как с техническими проблемами (например, выявившаяся неспособность сервиса верификации физ/юрлиц выдержать поток запросов от страховых компаний), так и проблемами методологии", – пояснил он.
По словам Гиззатуллина, до конца текущего года доля онлайн-продаж полисов в общей массе не изменится.
Исполнительный директор страховой компании "Евразия" Шакир Иминов заметил, что онлайн-страхование в Казахстане, несмотря на сбои и проблемы в системе, является актуальной и перспективной отраслью.
"В той же Европе число людей, оформляющих страховые полисы онлайн, в некоторых странах достигает уже 70-80%. Мы уверены, что даже на Западе или в той же России в первый год не было все гладко после внедрения системы. Что касается прогнозов, то каких-то скачков мы не предвидим. Рынок может вырасти на 5-8%, не более. Но вот начиная с 2020 года, я думаю, эта цифра будет увеличиваться", – считает он.
Иминов добавил, что на совершенствование системы онлайн-продаж потребуется еще как минимум полгода. По его прогнозам, через 3-5 лет спрос на данную услугу с каждым днем будет расти, так как она является альтернативой полису на бланке.