Оазис стабильности – эксперт рассказал об интересе стран Востока и Запада в транзите через Казахстан

8 августа 2024 года

Казахстан начинает играть роль ключевого государства в транзитном маршруте между Китаем и Европой. Такое мнение озвучил политолог Замир Каражанов.

Оценивая возможности страны в транспортно-логистической отрасли, он обратил внимание на реализацию крупных железнодорожных проектов "Достык – Мойынты", "Бахты – Аягоз" и "Дарбаза – Мактаарал"*.

"Все эти объекты проходят через центральные регионы Казахстана, минуя Алматы, Шымкент и Туркестан. Таким образом, будет выстроено более простое и прямое направление, которое разгрузит южный железнодорожный маршрут. Также будет сокращено время доставки грузов через территорию Казахстана. Это один из ключевых показателей, который определяет конкурентоспособность так называемого срединного коридора, который проходит через Евразию из Китая в Европу. Это основной аспект, который будет закладываться в эти проекты", – пояснил он.

Политолог отметил, что основной контрольно-пропускной пункт (КПП), через который у страны осуществляется грузопоток, это Достык. Вторым направлением и альтернативным переходом, который появится у страны, спикер назвал переход на казахстанско-китайской границе в Бахты. За счет этого будут разгружен первый КПП и создана возможность пропускать больше железнодорожных эшелонов. В результате страна нарастит объемы транзитного грузопотока, который будет проходить по территории государства.

"Реализация этих проектов значительно усилит транспортно-логистический потенциал Казахстана. Влияние данных грузоперевозок будут ощущать больше конкретные города. Например, Караганда, которая уже является одним из авиационных транзитных хабов. Через областной центр проходит поставка крупных партий в РК и дальнейшее распределение по стране. Железнодорожный маршрут будет усиливать потенциал города, что так или иначе скажется на экономике. Данная тенденция коснется и других населенных пунктов, через которые будет проходить линия", – высказался Каражанов.

Вместе с тем, как показали паводки этого года, если у страны будет одна железнодорожная ветка, она может оказаться в уязвимом положении по различным причинам, считает эксперт. Он объяснил, что на данный момент ключевой является станция Достык. Параллельная ветка, которая строится, сделает работу связующего коридора более стабильной.

"Если что-то мы не можем направить по одной линии, сможем отправить по другому пути. Казахстан в плане обеспечения своих транзитных возможностей будет более стабилен", – уточнил политолог.

Помимо этого, данные проекты способны укрепить связь РК с соседями. Причем уже наблюдается данный процесс. Например, стали чаще происходить встречи глав Казахстана и Азербайджана. Страны реализуют много проектов в логистической сфере. Эти процессы являются закономерными, так как путь проходит через несколько государств, и отношения между ними будут сильно влиять на возможности коридора, уточняет эксперт.

Данная тенденция скажется и на вопросах безопасности, так как РК начинает играть роль ключевого государства в транзитном маршруте между Китаем и Европой.

"Убери из этого алгоритма Казахстан – в торговых взаимоотношениях стран начинаются проблемы. Поэтому эти аспекты будут сильно сказываться как на срединном коридоре, так и на экономике самой страны. Для нас открываются большие возможности в плане развития, привлечения инвестиций, занятости местного населения и загрузки местных предприятий. Железнодорожная отрасль – это такая отрасль, которая требует много деталей и комплектующих. Данные моменты будут завязываться на транзитном коридоре. Поэтому чем больше будет идти грузопоток через Казахстан, тем стабильнее будут работать предприятия. Экономика регионов также будет ориентироваться на работу связующей железной дороги", – объяснил Каражанов.

Большим преимуществом для Казахстана эксперт назвал то, что у страны всегда будет альтернативный выход на внешние рынки. Он напомнил, что после событий 2022 года в Украине и санкций, которые принимали в отношении России, республика очень сильно почувствовала свою уязвимость в транспортной сфере. В связи с этим РК заинтересована в наращивании грузопотока. Рост данного показателя и масштабы будут гарантировать Казахстану выход торговых путей в другие страны.

"Мы уже видим, что, помимо прежней железной дороги, которая проходила через южный Казахстан, строится новая ветка, которая проходит поперек государства. Это говорит о том, что мы находим средства. Нам даже не будет сложно найти средства на реализацию таких проектов, потому что речь идет о глобальной безопасности. Когда вокруг хаос, конфликты и войны, Казахстан среди стран Центральной Азии выглядит, как оазис стабильности, который обеспечивает бесперебойную работу торгового маршрута и может соединять Китай, азиатские рынки с европейскими партнерами. Этот аспект будет играть большую роль", – высказался спикер.

При этом Казахстану проще привлекать инвестиции в развитие железнодорожной отрасли, потому что при таких объемах транзита страна может возвращать деньги с процентами. Также можно прогнозировать периоды и объем грузопотока. Это позволит обеспечивать гарантированный возврат заемных средств.

Что касается сотрудничества Казахстана и России в транспортно-логистической отрасли, Каражанов отметил, что недавно было сообщение о запуске контейнерного поезда из Подмосковья (Россия) до Сианя (Китай). С учетом того, что республика находится между двумя данными государствами, она будет получать бонусы, дивиденды от такого маршрута. Спикер напомнил, что в этом году Казахстан открыл грузовой терминал в Сиане.

"Мы знаем, что Китай достаточно чувствительно относится к вопросам границ. И тот факт, что Казахстан открывает второй пограничный железнодорожный переход, говорит о том, что китайская сторона заинтересована расширять данные транспортные линии. Это событие показывает и приоритеты китайского руководства, характер взаимоотношений между странами, уровень доверия в вопросах безопасности. Поднебесная с кем попало не будет открывать границы. И если такое случилось, то это сам по себе знаковый показатель", – заметил политолог.

Что касается России, то в условиях санкций и глобального противостояния федерации с Западом северный сосед укрепляет партнерство с КНР. Это будет проявляться в экономической сфере, отметил спикер. По его мнению, большую роль будут играть экономические меры в отношении РФ, усиливая сотрудничество с Поднебесной. В этих условиях Казахстан может сыграть роль посредника в торговых отношениях и грузоперевозках.

"Я считаю, что это тоже интересный показатель, потому что существуют две крупные экономики Евразии, и Казахстану можно на этом попытаться заработать, даже на тех же услугах по перевозке, которые сейчас, скорее всего, будут расширяться между двумя странами", – пояснил Каражанов.

Еще одним направлением политолог назвал транспортный маршрут "Север – Юг", который проходит вдоль Каспийского моря. Он напомнил, что данная железная дорога обходит водный объект с востока и запада. Так как Россия обращает внимание на сотрудничество не только с Китаем, но и с такими странами, как Индия, Пакистан, Иран, страны Ближнего Востока и Персидского залива, перспектива данного пути растет. По мнению эксперта, этот логистический путь может соединять северную страну с новыми рынками, с которыми она будет наращивать сотрудничество в ближайшие десятилетия. Поэтому по коридору "Север – Юг", который проходит через запад Казахстана и уходит в Туркменистан, грузопоток будет увеличиваться.

Обратил внимание эксперт и на Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), который, по его словам, раньше был чувствительным для российской стороны.

"Казахстан в свое время модернизовал каспийский порт в Актау. Мы обсуждали вопросы торгово-логистического развития с Азербайджаном. Но эти проекты носили характер запасного варианта. Многие достаточно скептически относились к ним: сможем ли мы, Казахстан или Азербайджан, сделать необходимую загрузку мощностей? Исходили из того, что, возможно, это избыточные мощности, и мы не сможем их загрузить. Но видите, как время все повернуло. Сейчас эти порты, которые мы строили и в которые инвестировали, вся эта инфраструктура начинает очень активно задействоваться в связи с событиями в Украине и санкциями, которые вводятся в отношении России. Мы не знаем, где дно у этих санкций, потому что каждый раз принимается новый пакет. Мы не знаем, каких сфер они будут касаться, логистику частично санкции уже затронули. Те заделы, которые мы когда-то делали с портами и в сотрудничестве с азербайджанскими партнерами, сейчас начали играть большую роль. Начиная с 2022 года грузоперевозки у нас начали в разы расти. Эта тенденция, скорее всего, будет набирать силу", – пояснил Каражанов.

По словам спикера, сейчас большое внимание стали уделять росту грузоперевозок через Казахстан и срединный коридор.

Политолог отметил, что на фоне ситуации вокруг Тайваня и напряженности между Китаем и США Казахстан может стать чуть ли не основным каналом для поддержки товарооборота Поднебесной с европейскими странами. Это связано с тем, что конфликт двух экономических гигантов может перерасти в морскую блокаду и ограничительные меры в отношении КНР, уточнил эксперт. При этом, по словам Каражанова, речь идет не только о Европе, но и о торговле с Ираном, Пакистаном, странами Персидского залива.

"Срединный коридор начинает играть более заметную роль. У нас уже темпы роста большие, буквально за последние два года мы нарастили неплохие показатели. В прошлом году товарооборот Казахстана с Азербайджаном превысил $500 млн. Мы эту отметку продекларировали еще 10 лет назад, но только в прошлом году прошли данный рубеж. Сейчас стоит вопрос о том, чтобы нарастить товарооборот до $1 млрд. То же самое у нас наблюдается с Ираном, который является большим рынком для казахстанской продукции, будь то зерно или мясо", – отметил он.

Немаловажным аспектом ТМТМ эксперт назвал региональную кооперацию государств. Эксперт отметил, что два года назад у Казахстана и Армении товарооборот увеличился на 50%. По итогам прошлого года увеличение составило 19%. Двухзначная динамика, по мнению Каражанова, говорит о большом потенциале. При этом многое зависит от мирного договора, который будет подписан между Арменией и Азербайджаном. Чем быстрее страны договорятся, тем быстрее Казахстан сможет воспользоваться данным потенциалом. В том числе возможностями как железнодорожной ветки, так и паромного сообщения через Каспий.

Кроме того, речь идет не только о железной дороге. На данный момент обсуждается прокладка волоконно-оптического кабеля (интернет) по дну Каспия с выходом в Азербайджан, обсуждаются варианты проведения кабеля с высоким напряжением (электроэнергия). Сейчас государство-партнер по данным проектам подключилось вместе с Европой к проекту по генерации энергии за счет возобновляемых источников энергии. Если Казахстан проложит высоковольтный кабель, то, по словам политолога, сможет подсоединиться к данной сети и экспортировать свою энергию в страны ЕС.  

"Это может показаться странным, но это вполне возможно. У нас в центре Казахстана строят ветроэлектростанцию, вырабатываемая мощность которой составляет 1 ГВт. Это сопоставимо с атомной электростанцией средней мощности. Мы за счет ветра энергию вырабатываем и еще можем экспортировать ее через Азербайджан дальше в Европу. И все это по тому же самому маршруту, только речь идет не о железной дороге и грузопотоке, а об экспорте энергии. Развитие железнодорожного срединного коридора подталкивает к тому, чтобы прокладывать кабели, а это уже побочный эффект такого глобального проекта. Дальше будет больше", – заверил Каражанов.

Политолог высказался и о поручении президента Касым-Жомарта Токаева в кратчайшие сроки завершить трансформацию "Қазақстан темiр жолы". Он отметил, что на данный момент компания непрозрачная и бюрократическая. Плюс с данной организацией связано много скандалов.

"Тот факт, что с компанией что-то надо делать, уже очевиден. Глядя на наших соседей, Россию или Азербайджан, мы видим, как они качественно выросли. Но ситуация с казахстанской железной дорогой какой была 30 лет назад, на том же уровне и осталась. Мы часто слышим жалобы на пассажирские вагоны со стороны потребителей. Необходима модернизация подвижного состава, транспортной инфраструктуры. Нужно также реформировать КТЖ и делать из нее национальную компанию, которая может модернизировать всю отрасль и иметь денежный поток, который можно куда-то направлять", – пояснил свою позицию спикер.  

Между тем, как ранее поручил президент, доля транспортно-логистического сектора в структуре ВВП в течение ближайших трех лет должна достичь не менее 9% (6,2% в 2022 году). По мнению Каражанова, в обозримой перспективе такие амбициозные цели вполне достижимы.

Учитывая те объемы, которые сейчас идут по грузоперевозкам, можно говорить о большом потенциале. Спикер отметил, что росту в том числе будет способствовать геополитическая напряженность в мире, которая продолжается, и нет предпосылок в снижении конфликта.

"Это очень чувствительная сфера для грузоперевозок. Поэтому в тех странах, где безопасно и стабильно, всегда будут данные логистические процессы. В Казахстане и Центральной Азии в целом спокойно. Ситуация на Кавказе нормализуется. Китай – самая большая страна, с одной стороны соседствует с Центральной Азией, с другой уходит в Тихий океан. Сама политическая ситуация будет способствовать росту грузопотока. Это будет подталкивать нас к тому, чтобы возводить новую транспортную инфраструктуру, и будет способствовать притоку инвестиций. Здесь к нам будут приходить легкие деньги: в строительстве и реализации этих дорог могут принять участие банки развития: МВФ, ЕБР либо АБР. Фининститутов, которые выделяют льготные кредиты для экономически и социально важных проектов, много. Вопросов с финансированием у нас не возникнет. Сейчас не так, как 15-20 лет назад все было под вопросом. Поэтому есть огромные перспективы в связывании одной части света с другой", – заключил Каражанов.

*Согласно нацпроекту, строительство вторых путей и электрификация железнодорожного участка "Достык – Мойынты" (833 км) направлены на увеличение пропускной способности участка в пять раз. Скорость перевозки между Китаем и Европой вырастет до 1,5 тыс. км в день (сейчас – 800 км в день).

Линию "Бахты – Аягоз" протяженностью 270 км планируется провести к третьему железнодорожному пункту на границе Казахстана с Китаем. После этого линию присоединят к существующему участку "Семей – Актогай" и транзитному коридору "Китай – Европа – Китай". Ожидается, что за счет запуска данной линии перевозка грузов в/из КНР вырастет на 20 млн тонн в год. Помимо этого, будут разгружены приграничные ж/д станции "Достык" и "Алтынколь".

"Дарбаза – Мактаарал" будет соединять Китай с Центральной Азией и странами Персидского залива. За счет реализации проекта будет разгружена станция "Сарыагаш", а Мактааральский район будет присоединен к магистральной железнодорожной сети.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.