Рахим Ошакбаев своим докладом "Бюджетная и курсовая политика в условиях низких цен на нефть" затронул слишком важную и глубокую проблему, чтобы ограничиться небольшим комментарием, который я уже успел дать на прошлой неделе.
Первое.
Бюджетного кризиса в стране нет. Точнее, пока еще нет. Но обязательно случится, если развитие событий будет идти тем же путем, что идет сейчас. Докладчик определил временные рамки наступления такого кризиса: от полутора до четырех с половиной лет, в зависимости от тех обязательств, ответственность за которые возьмет на себя государство.
Бюджетный кризис – это неспособность государства финансировать исполнение своих функций в полном объеме. Поэтому, сама по себе, угроза возникновения такого кризиса является серьезной проблемой, которую необходимо решать до того, как такой кризис наступит.
Но как решать? И здесь мы переходим к следующему пункту.
Второе.
Отмечу лишь общую причину такого кризиса – чрезмерное присутствие государства в экономике, проявляемое в разнообразных формах.
Фундаментальные негативные последствия чрезмерного присутствия теоретически хорошо проработаны. С точки зрения кибернетики и теории информации, они являются следствием из Закона необходимого разнообразия У. Эшби и 10 теоремы К. Шеннона. С точки зрения социологии и политологии на стыке с экономикой они описаны в книге Д. Норта, Д. Уоллиса и Б. Вайнгаста "Насилие и социальный порядок. Концептуальные рамки для письменной истории человечества".
Из теории следует, что чрезмерное присутствие государства в экономике является проекцией общественной системы на свою подсистему – экономику же.
И если несколько вольно интерпретировать теорему Геделя о неполноте, то можно утверждать, что в рамках сложившегося устройства общества проблема угрозы бюджетного кризиса решения не имеет.
О необходимости изменений в общественном устройстве небольшую реплику сделал я сам и один из выступавших в прениях (я бы назвал его фамилию, но не уверен хочет ли он этого сам, особенно в таком контексте).
Третье.
Но о каких изменениях в общественном устройстве идет речь?
Они изложены в статье главы государства Назарбаева "План нации – путь к казахстанской мечте" - это формирование открытого государства, подотчетного обществу, с передачей части функций государства в конкурентную среду и местному самоуправлению.
Мне кажется большой ошибкой, что статья президента страны не стала предметом широкой и содержательной, а не дежурной, рад галочки, общественной дискуссии. По моему мнению, такая дискуссия способствовала бы более эффективной и скорой реализации идей, заложенных в ней, тем более, что глава государства сам к ней призывает: "Я призываю казахстанцев принять самое активное участие в реализации Плана нации и проведении реформ, пользоваться теми возможностями, которые они открывают".
И с этой позиции, конференция, проведенная НОФ Аспандау, - это важное мероприятие, которое должно проводится систематически.
Четвертое.
Ничего не написал про курсовую политику, потому что в условиях чрезмерного присутствия государства в экономике, в том числе и на валютном рынке, эффективной курсовой политике быть не может. Речь может идти лишь о выборе лучшего из множества плохих решений.
Жарас Ахметов, директор компании Oil Gas Project