Нужна ли в Казахстане секьюритизация ипотечных займов

Подобный механизм положительно зарекомендовал себя в 2000-х годах

10 октября 2016 года

Глава Национального банка Данияр Акишев предложил перезапустить секьюритизацию ипотечных займов. Отечественные профучастники в беседе с LS оценили данную идею.

Председатель правления Нурбанка Эльдар Сарсенов считает, что данный механизм способствует развитию биржи.

"Основным плюсом для эмитента, конечно, является то, что данный инструмент может служить основным источником фондирования для ипотечных кредитов. Для держателя данного инструмента плюсом является то, что он покрыт залогом. Вдобавок к этому выигрывает потребитель, который сможет воспользоваться ипотекой для собственных нужд", - высказал мнение банкир.

Однако он опасается  сложности реализации механизма.

"Для успешной работы рынка ипотечных облигаций необходимо иметь стабильную экономику, так как данные инструменты имеют долгий срок. Под стабильностью в том числе понимается стабильность валюты, рыночных ставок, цен на недвижимость, инфляции и прочее. Также реализация секьюритизации ипотеки усложняется тем, что требуется развитая система институциональных инвесторов (инвесторов, готовых вложиться на долгий срок). Обычно покупателями данных облигаций как раз являются институциональные инвесторы, такие как пенсионные фонды, любые другие специальные фонды, страховые организации. Но, имея монопольный пенсионный фонд и неразвитый страховой рынок, думать об успешном внедрении инструментария секьюритизированных ценных бумаг, по нашему мнению, не стоит", - подчеркнул Сарсенов.

Также собеседник LS считает, что данный рынок должен увеличиться до существенных размеров, чтобы нести возможные риски.

"В нашей стране имеются некоторые системные преграды, вследствие чего вероятность роста данного рынка до существенных размеров маловероятна. В связи с этим можно говорить только о системных рисках, а специфические риски в нашем случае практически равны нулю", - считает он.

Заместитель председателя правления российской "дочки" Сбербанка по розничному бизнесу Алексей Акимов считает, что при использовании данного инструмента возникает ряд вопросов.

"Мы используем все рыночные механизмы, и я не вижу проблем в плане использования этого инструмента. Другой вопрос, насколько эффективным он будет, если продолжать применять этот инструмент регулярно. На мой взгляд, в этом случае банк перестанет быть банком, а станет просто ломбардом. Мне не нравится этот рыночный механизм с рыночной точки зрения, так как появляется некий посредник между правительством и банковской системой", - подчеркнул он.

Тем не менее Акимов считает, что в краткосрочной перспективе данная мера будет действенной. Однако он уверен, что долго работать по этой схеме нельзя.

"Подобный механизм работал и хорошо себя показал в 2000-х. Опять же здесь все будет зависеть от стоимости данного ресурса, сроков. Скорее всего, это будет так же, как и 10 лет назад: сделали ход, позже вернулись на обычные рыночные рельсы", - напомнил эксперт.

В то же время независимый экономист Александр Юрин обращает внимание на тот факт, что Нацбанк не дал никаких конкретных сведений о схемах секьюритизации.

"Регулятор в данном случае ни на гран не изменил тем принципам, которых он уже довольно долго придерживается. Инициатива о проведении секьюритизации ипотечных займов была озвучена как лозунг. При этом не совсем понятно, какие объемы активов будут секьюритизированы, будут ли в связи с этим внесены какие-либо изменения в регуляторную базу, а также кто и на каких условиях будет предоставлять банкам средства при проведении секьюритизации", - высказал свое мнение собеседник LS.

Юрин пояснил, что суть сделки секьюритизации заключается в привлечении банком фондирования в форме займов или через эмиссию долговых ценных бумаг, обеспечением по которым выступают права требования по уже имеющимся у банков активам.

При этом, по его оценкам, нужно понимать, что суть данной процедуры сводится не только и не столько к привлечению фондирования, но и к перераспределению рисков от банка, который проводит секьюритизацию своих активов, к участникам сделки, предоставляющим финансирование в форме займа, либо путем покупки ценных бумаг, эмитированных в рамках данного процесса.

"На первый взгляд может показаться, что обширное применение механизмов пойдет банковской системе только во благо, так как даст банкам возможность привлекать дополнительное фондирование под залог прав требования по уже имеющимся активам. Однако при более пристальном рассмотрении ситуация уже не выглядит столь однозначно в силу нескольких факторов. При проведении секьюритизации довольно важны процедуры, связанные с оценкой качества и справедливой стоимостью секьюритизируемых займов. Сомнения в официальных оценках качества банковских активов являются уже почти традицией – например, о заниженном уровне проблемных займов казахстанских банков с завидным постоянством говорят все рейтинговые агентства. В этих условиях возникают опасения, что банки будут намеренно завышать качество активов, включаемых в пулы секьюритизируемых займов, что позволит им в какой-то степени манипулировать регуляторной отчетностью", - считает экономист.

Юрин не исключает, что привлечение фондирования банками через секьюритизацию будет вести к росту их активов.

"Сами банки в любом будут принимать на себя дополнительные риски, связанные с выдачей новых займов. В результате этого будет расти уровень рисков, присущих банковской системе в целом – то есть рост активов вполне может привести к надуванию очередного пузыря. Предупредить такое развитие событий регулятор мог бы, обладая эффективными механизмами оценки системных рисков банковского сектора, однако он не дает нам никакой информации о наличии у него таких механизмов. В связи с этим вполне логично возникают некоторые опасения в способности регулятора управлять системными рисками банковского сектора, которые при увеличении масштабов применения секьюритизации будут только расти", - прогнозирует он.

В целом собеседник LS считает, что Нацбанк также не дал понять, кто будет предоставлять фондирование в рамках планируемых сделок по секьюритизации ипотечных займов.

"Здесь нам остается только делать предположения. Например, можно предположить гипотетическую схему, включающая эмиссию долгосрочных долговых бумаг, обеспеченных правами требования по ипотечным займам, с последующей покупкой этих бумаг Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ), который является самым крупным игроком на казахстанском рынке ценных бумаг. В этом случае ЕНПФ будет принимать на себя кредитные риски банков и нести убытки, связанные с неплатежами по кредитам. Причем такие убытки могут остаться незамеченными, если держатель ценных бумаг проведет через некоторое время "тихую" реструктуризацию обязательств по ним", - резюмировал Юрин.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.