Председатель правления Союза машиностроителей Казахстана Мейрам Пшембаев рассказал, как будет работать новый фонд по финансированию машиностроения, передает LS.
По словам главы союза, при реализации Дорожной карты развития машиностроения на 2019-2024 годы ожидается рост объема производства и производительности труда в два раза и увеличение объема экспорта в 1,2 раза.
"Машиностроение - одна из самых капиталоемких отраслей с длительными сроками окупаемости. По расчетам экспертов, если обеспечить отрасль ежегодным доступным финансированием в объеме не менее 185 млрд тенге, то это позволит дополнительно привлечь до 740 млрд тенге частных инвестиций", - сказал он.
В случае успешной реализации ключевых пунктов Дорожной карты, это позволит к концу 2024 года обеспечить рост объемов производства до 2 трлн тенге, производительности труда до $24 тыс. и экспорта машиностроительной продукции на 30%, пояснил глава союза.
По словам Пшембаева, этот документ основан на трех китах. Первый – это принятие закона по промышленной политике.
"Это будет способствовать централизованной промышленной политике в целом по стране, а также сбалансированным мерам господдержки. У нас их сегодня очень много, но они разбросаны во многих законах, подзаконных актах, они все будут централизованы и в одном законе будут прописаны", - подчеркнул он.
Второе – создание фонда развития промышленности, который позволит бизнесу иметь доступ к длинным и дешевым деньгам для развития капиталоемких производств в машиностроении.
"В нашей отрасли инвестиции требуют очень большого времени. Строительство, ввод этого предприятия в эксплуатацию, наладка, запуск, реализация продукции занимают очень большой промежуток времени. Поэтому фонд будет именно финансировать проекты в обрабатывающей промышленности, в том числе машиностроении, и процентная ставка будет 1% - 4%. А также под 1% будут финансироваться НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - прим. LS), внедрение инноваций, новые технологии и экспортоориентированные производства", - продолжил Пшембаев.
Третье - налоговые преференции. Они будут предусматривать обнуление ставки НДС при условии, если бизнес берет встречные обязательства по модернизации своего предприятия, внедрению новых инновационных технологий, а также если продукция будет ориентирована на экспорт.
"То есть все эти меры в конечном итоге призваны поднять конкурентоспособность наших предприятий обрабатывающей промышленности. Ведь развитость машиностроения - это показатель сложности экономики любой страны. В таких странах, как Германия, машиностроение занимает до 40%, в России - 27%. У нас, к сожалению, до такого уровня еще не дошло, но в последние годы наблюдается динамичное развитие. Наши соседи, такие как Узбекистан, Беларусь, Россия, большое внимание уделяют этой отрасли. И нам нельзя от них отставать", - резюмировал он.
Ранее первый вице-министр сельского хозяйства Айдарбек Сапаров прокомментировал ситуацию вокруг производителей сельхозтехники в стране заявив, что машиностроителей нужно поддерживать. LS также публиковал интервью о том, кто мешает развитию машиностроения в Казахстане.