Не стоит выводить на краудфандинг проект дороже 1 млн тенге - эксперт

Основатели краудфандинговой платформы считают, что казахстанцы недоверчиво относятся к подобному виду сбору денег

7 апреля 2017 года

Казахстанцы еще не привыкли доверять краудфандингу, считает генеральный директор Mediacast Нурлан Сейтказин. В беседе с LS он отметил, что для становления данной системы сбора денежных средств в стране потребуется еще около трех лет.

Он отметил, что народно-общественное финансирование проектов в Казахстане появилось спустя 19 лет, как оно возникло в США.

"В Америке краудфандинг начался со сбора для музыкальной группы в 1997 году, и у них эта система давно налажена. У нас жители не столь активны в этом направлении, потому что не доверяют предпринимателям, просящим деньги для осуществления какой-то идеи. Однако с заходом на рынок платформ для этих целей риск мошенничества уменьшается. Потому что перед предпринимателями, начинающими сотрудничать с подобной платформой, появляются обязательства. Иначе команда будет наказана на законодательной основе", - пояснил он.

По словам бизнесмена, несмотря на то, что краудфандинг в Казахстане – новое явление, у казахстанцев уже есть свои предпочтения. Люди лучше вкладываются в социальные, образовательные, патриотичные проекты по типу "казахстанский продукт". Также хорошо привлекают денежные средства идеи в сфере развлечений – книги, музыкальные группы, кино и так далее.

Между тем проектный директор Start-time.kz Азиза Утегенова советует командам заходить с идеей дешевле 1 млн тенге.

"Краудфандинг – это новинка для казахстанцев, пока не все готовы принять подобную идею. Поэтому лучше предпринимателям обращаться к людям с проектами, требующими мало денежных средств. Я сейчас не рекомендую авторам приходить с запросами для больших сумм", - заметила она.

Собеседница LS добавила, что сами казахстанцы вкладывают от 100 тенге до 30 тыс. тенге. В целом за время работы их портала с ноября прошлого года проекты смогли собрать около 3,5 млн тенге. Помимо обычных граждан платформу просматривают крупные игроки, например, одна компания инвестировала в бренд вязанной одежды DNK CODE KNITWEAR 1 млн тенге. Всего основателю проекта удалось собрать 1,4 млн тенге.

Тем временем в надежде на помощь к краудфандингу обратился инженер-конструктор гоночных авто Артем Абишев. Он планирует начать выпуск казахстанской марки машин для гонок.

"Для сборки тестовой модели потребуется 4 млн тенге. В будущем, если тестирование пройдет успешно и идея будет востребована, то мы наладим производство машин для этого вида. Тогда они станут дешевле. На первом этапе это не будут суперпрофессиональные машины, способные конкурировать на "Формуле". Однако для любительских катаний и соревнований гораздо дешевле будет собрать казахстанское авто, нежели покупать что-то из-за рубежа, налаживать его под гонки, а потом разбить. Думаю, производство будет востребованным. Особенно на строящемся автодроме "Сокол" в Алматинской области", - объяснил он. 

В свою очередь президент фонда TS Charity Foundation, поддерживающего краудфандинговую платформу, Зухра Оразова отметила, что большинство команд, ищущих общественной поддержки, не понимают, для каких целей им нужны деньги и как реализовать. 

"Это большая проблема. Потому что, не зная, какой объем средств нужен, как они будут тратиться, сложно просить эти деньги. Поэтому авторам идей стоит обратить огромное внимание на планирование своего проекта. В этом плане могут хорошо подсказать специалисты из подобных платформ. Уже после, когда идея сформирована, бюджет составлен, гораздо легче привлекать денежные средства. К слову, краудфандинг - это хорошая альтернатива поиска инвесторов. Не всякая компания готова вложиться в новую идею, зато некоторые люди могут потратить немного собственных средств на реализацию понравившейся идеи. Взамен они получают какие-то подарки, например, в виде альбома от музыкальной группы и так далее", - заключила она. 

  

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.