Президент Касым-Жомарт Токаев поручил разработать долгосрочную Концепцию налоговой политики. Что именно нужно менять в данной области, рассказала LS аналитик AERC Евгения Пак.
По ее словам, проблема Казахстана не просто в ставках, но в самом восприятии налоговых выплат.
"Экономические агенты у нас считают налоги откупом от государства. Они не воспринимают их хотя бы частично как общественный договор с государством. Налоговые платы в рыночной экономике – это не просто обязательство, но также право налогоплательщика получать общественные блага от государства. Под ними подразумевается инфраструктура, строительство школ, больниц, создание законов, которые формируют бизнес-среду в стране и т.д.", – отметила Пак.
Поэтому она считает, что качественная налоговая реформа должна быть нацелена на изменение восприятия экономических агентов налоговой системы и на повышение доверия к ней.
"Без этого простое изменение ставок или структуры налогов не позволит существенно увеличить их собираемость. Ведь вопрос администрирования налогов касается не только возможностей государства следить за их собираемостью, но напрямую касается гражданской сознательности добровольно их оплачивать", – пояснила аналитик.
Собеседница LS считает, что повышение доверия к системе невозможно без роста участия самих граждан в распределении выплаченных налогов. Пак рассказала об исследованиях такой фискальной демократии.
"Они показывают, что если давать налогоплательщикам возможность хотя бы незначительную долю своих налогов распределять самим на выбор в образование, инфраструктуру или здравоохранение, например, то повышается заинтересованность граждан в показателях развития той сферы, куда они направили налоги. Также повышается собираемость, потому что уплатой налогов и распределением их части именно на определенную сферу экономические агенты могут указать государству на то, что видят проблемы в данной сфере, считают ее приоритетнее остальных. На мой взгляд, как раз в выработке таких механизмов нуждается новая налоговая система в Казахстане", – выразила мнение спикер.
Пак добавила, что налоговая система – это не только о ставках, но и о стимулах, которые создаются этими налогами.
"И с точки зрения стимулов налоговые льготы неэффективны, а иногда даже вредны у нас. К примеру, существующие налоговые льготы для малого бизнеса, с одной стороны, стимулируют создавать малый бизнес, с другой стороны, де-стимулируют вырастать из него. И вот таких льгот, которые имеют и обратную сторону, у нас достаточно", – подчеркнула аналитик.
Говоря о других изменениях, Пак затронула отдельно механизм налоговых льгот для специальных экономических зон (СЭЗ). Она считает, что он нуждается в существенном пересмотре.
"Сама попытка создать кластеры путем директивного определения не просто отрасли, но даже территории, на которой должен находиться бизнес, было неэффективным механизмом. Эту неэффективность подтверждает время: прошло уже порядка 15 лет с момента создания первых СЭЗ и даже с учетом долгого формирования кластеров предприятий, они так и не были сформированы. Идею забросили, финансирование в инфраструктуру и развитие СЭЗ остается недостаточным. Но налоговые льготы для этих территорий остались. И это искажает налогооблагаемую базу, не давая достаточных бонусов в виде развития отраслей, создающих высокую добавленную стоимость", – рассказала собеседница LS.
По ее мнению, необходимо проанализировать работу СЭЗ и поэтапно ликвидировать налоговые льготы на территории тех зон, которые показали наихудшие результаты. Пак считает необходимым в целом устранять практику территориальных налоговых преференций.